8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Франчайзинг в кризис

Франчайзинг в кризис

Кризис, кризис, кризис! Как достало всех нас это слово! Осенью будет уже три года, как страна находится в этом состоянии, и несмотря на постоянные заверения говорящих голов по ТВ конца-края ему не видно.

Почему так происходит? Сейчас только голая констатация фактов, никакой политики (если кто подумал).

1. Корабль вернулся в родную гавань, Крым — наш. Рогозин ещё пару лет назад сказал очень точные слова, которые большинство из нас пропустило: «За это не жалко и заплатить (потерпеть) каждому из нас». Ведь действительно платить надо.

2. Из п. 1 логично выплыли санкции Запада, на которые нам вроде и начихать, во всяком случае по тому же ТВ так уже третий год повторяют. При этом постоянно обсуждается возможность снятия с нас санкций — фактически как единственный способ, позволяющий улучшить положение. Проект «Трамп — наш», огромная эйфория с его избранием, а затем страшное разочарование как раз из этой серии.

3. Нефть — наше всё. Пока мы мечтали о ценах на чёрное золото по 200—300 долларов за баррель, мир изменился. И изменили его технологии. Во всем, как всегда, виноваты проклятые буржуины, разработавшие и, что не менее важно, недорого, технологию добычи нефти из сланцевых песков, запасы которых на порядок больше запасов нефти. Эра дорогих углеводородов закончилась навсегда.

Для чего мы упомянули эти три пункта?

Чтобы чётко понимать, что нас ждёт впереди. Отскока 2009 года больше не будет. На протяжении следующего десятка лет нас ждёт медленное бодание с ростом ВВП на 1—2%, а потом и падением его на такое же значение. Ведь к пунктам выше добавляется страшная неэффективность большинства отраслей экономики.

Соответственно не будет постоянного роста бюджетных расходов, подстёгивающего рост доходов населения, а значит, и доходов малого и среднего бизнеса.

Более того, из-за падения реальных доходов населения продолжат массово разоряться малые и средние бизнесы, не участвующие в откатах. Только что подоспевшая свежая статистика Росстата обозначила очередную удручающую цифру. Наши реальные доходы за апрель 2017 года упали ещё на 7,6% по сравнению с тем, что было год назад. Поэтому у населения нет денег, нет их и у малого бизнеса.

Так что же делать и куда бежать?

Абсолютно логичный вопрос, только бежать никуда не нужно, а надо думать и анализировать! Важно понимать, что цена ошибки при выборе нового, а тем более первого, бизнеса возрастает многократно. То, что прокатывает при растущей экономике, в кризис может не дать даже голову поднять.

Необходимо находить или новые ниши, или с низкой (по какой-либо причине) конкуренцией. Первое гарантирует очень высокий размер маржи, если ваше предложение попадёт в цель (но также велики риски, что оно вообще никому не понадобится). Второе гарантирует комфортную работу на уже существующем рынке, где потребители платят нам деньги по принципу «платить все равно надо, да только некому».

Соответственно, под первый вариант отлично подходят инновации и стартапы. Если Вам пришла в голову отличная идея, попробуйте воплотить ее в жизнь.

Но что делать тем, кому не снятся прорывные идеи, часто меняющие целые отрасли? И тем, кто не хочет ничего придумывать, а просто хотел бы вложить деньги и получать прибыль, при этом ещё и с риском вменяемого размера? Ведь таких людей минимум 95%! 

Да ничего не делать! Просто купить франшизу!

Именно в силу затянувшегося кризиса и отсутствия перспектив по выходу из него франчайзинговый бизнес является фактически единственной палочкой-выручалочкой, позволяющей с нуля войти в уже устоявшийся рынок, забирая свой кусок пирога. И мы попробуем это доказать не на словах, а на конкретных примерах!

1. Будет ли новый бизнес прибыльным? А скорее всего, не спровоцирует ли он разорение в течение года? Такой вопрос встаёт перед всеми, кто собирается вложить свои деньги.

Если вы открываете кафе, туристическое агентство или автостоянку, то ответа на вопрос не получите! То есть будете блуждать, как ёжик в тумане. И только после открытия поймёте, что происходит на самом деле. И даже никакое предварительное маркетинговое или консалтинговое исследование, за которое заплатите кучу денег, в большинстве случаев не поможет.

А что с франшизой? Не надо блуждать между соснами, не надо платить мальчикам/девочкам из агентств, можно лично пощупать уже готовый бизнес, который запущен и даёт прибыль своим франчайзи. Например, можно приехать в детский сад Sun School, посмотреть, как он работает, пообщаться с владельцем и персоналом, представить, что всё то же самое будет и у вас. Узнать данные о количестве клиентов, способах их привлечения, размере прибыли — да ещё и с разбивкой по месяцам! Ведь зимой количество детей всегда растёт, а летом снижается (дачи, бабушки и т. д.)

2. Отличное время для аренды помещений, подбора персонала и прочих необходимых вещей! При этом начинать новый бизнес просто на основании того, что раньше невозможно было найти помещение под ресторан, а сейчас их сдаётся целых пять штук, да ещё и дешевле, — это утопия! Нужно задуматься, почему сдаются эти пять помещений, к тому же недорого. Просто потому, что кто-то, их занимавший, уже успел разориться, не на словах, а на деле доказав, что ниша в кризис убыточна.

Но если мы берём помещение в связи с покупкой франшизы, все обстоит иначе. С одной стороны, мы уверены, что бизнес пойдёт (см. п. 1 выше). А с другой, в кризис мы подберём не просто дешёвое помещение, а именно то, которое максимально подходит нам по другим требованиям (например, отличное местоположение и требуемый размер площади).

Все то же самое с персоналом. Те, кто три года назад крутили бы носом, сейчас, намучившись с сокращением или невыплатой зарплаты, готовы работать совсем на другом уровне просто за возможность гарантированно получать вознаграждение за свой труд, чтобы кормить семью.

И кризис позволяет не просто брать тех, кому нужны деньги, а получить людей, которых мы вообще не смогли бы подобрать в растущей экономике.

3. Низкая конкуренция в кризис. Вроде об этом уже писали в самом начале? Да, но сейчас посмотрим на это дело под другим углом. В большинстве ниш для малого бизнеса конкуренция, наоборот, ужесточилась. То есть уже работающие на рынке предприятия и ИП вынуждены снижать цены и резать свои издержки, воюя за каждый рубль своих клиентов.

А вот когда речь заходит об открытии чего-то нового, конкуренция резко падает. Почему? Да потому что о чём новом можно вести речь в разгар кризиса??? Все стремятся сохранить хотя бы старое, то, что уже создано ранее и работает. Денег и так катастрофически не хватает; даже если в какой-то нише есть неудовлетворенный спрос, физически нет ресурсов, чтобы в неё войти.

Пример с детскими садами Sun School премиум-класса в данном случае на 100 процентов показателен! Есть огромный неудовлетворенный спрос, особенно в районах с очередями в муниципальные заведения. Не говоря уже о спросе именно на продвинутые частные детские сады со стороны родителей. Но в силу кризиса не у многих предпринимателей есть свободные деньги и желание их вкладывать.

Но у вас-то деньги как раз есть! Иначе бы вы не читали статью. И у вас есть желание их вкладывать. Именно сейчас, в кризис, франчайзинг наголову бьёт обычный бизнес с низкомаржинальными войнами за «нам бы день простоять, да ночь продержаться».

4. Бренд и поддержка сетевой компании. Как в кризис строятся партнёрские отношения, например между производителем обуви и розничным магазином? Каждый заинтересован в собственном выживании. Например, магазин получил партию товара, продал и тянет с оплатой поставщику. Не из-за того, что хочет его кинуть, обмануть, а из-за того, что деньги уже ушли на другие обязательства.

Данный поставщик прекратит работать с этим магазином? Ну и что, поставщиков, как и производителей обуви, много, другой придёт. А может, и не прекратит, а ещё товар пришлёт. Кризис ведь, продавать надо в любом случае.

В отношении сетевой компании и франчайзи такая модель в принципе невозможна. Ведь они полностью завязаны друг на друге. И каждый напрямую заинтересован в процветании другого.

Что в итоге?

Кризис плох для любого бизнеса, просто в силу снижения расходов государства, компаний, населения. Однако если уж открывать новый бизнес в такое время, то стоит обратить самое пристальное внимание на франчайзинг. Почему это именно так, мы подробно объяснили на примерах выше.

Комментарии (0)
Оставить комментарий