8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Дефицит природы: побочный эффект электронного века

Дефицит природы: побочный эффект электронного века

Еще поколение назад дети узнавали о мире природы, выходя играть на улицу, наблюдая за облаками, лазая по деревьям и ковыряя палочкой в луже. Сегодня у них практически нет возможности длительно бывать на открытом воздухе. И недостаток взаимодействия с природой у городских детей сказывается на их здоровье и самочувствии.

«Расстройство дефицита природы» – это не медицинский диагноз, а полезный термин, который ввел американский публицист Р. Лоув в 2005 году для описания некоторых издержек отдаления людей от природы:

  • недостаточное использование органов чувств,
  • трудности с концентрацией внимания,
  • повышенный уровень агрессии,
  • низкая способность справляться со стрессом,
  • высокий показатель заболеваемости взрослых и детей,
  • растущий уровень близорукости,
  • дефицит витамина D и т.д.

Никто не привлекал к этому вопросу большего внимания, чем Ричард Лоув, почетный председатель Children & Nature Network, автор книг «Последний ребенок в лесу» и «Принцип природы». Гарвард пригласил Р. Лоува на должность консультанта в Национальный научный совет по детскому развитию.

Маленький мальчик едет на велосипеде по тропинке в лесу

Зачем выходить на улицу?

Недавние исследования выявили пользу, и даже необходимость проводить время на свежем воздухе. Некоторые утверждают, что это может быть любая внешняя среда. Другие говорят, что это должна быть «зеленая» среда – с деревьями и травой. Есть версия, что простое изображение природы уже приносит пользу психическому здоровью ребенка.

Помимо этих нюансов, большинство исследователей сходятся во мнении, что дети, которые играют на улице – умнее, счастливее, внимательнее, менее беспокойны, чем те, кто проводит время в помещении. Хотя неясно, как именно происходит улучшение когнитивных функций и настроения, есть данные о том, почему прогулки полезны для детского развития:

  • Уверенность в себе, креативность

То, как дети играют на природе, менее структурировано, чем большинство игр в помещении. Ведь в таком случае, существует бесконечное множество способов взаимодействия с окружающей средой.

  • Развитие творческого воображения

Свободный стиль игры позволяет детям осмысленно взаимодействовать с окружающей средой. Они могут планировать свои действия, изобретательно изучать мир природы.

  • Ответственность за свои действия, эмпатия

Растение или животное могут заболеть, если с ними плохо обращаются, не заботятся должным образом. Дети понимают, что происходит, когда они забывают полить растение или вырывают цветок с корнем.

  • Профилактика ожирения

Взаимодействие с природой предполагает больше активности, чем сидение на диване. Ребенку необязательно играть в местной футбольной команде или кататься на велосипеде по парку – обычная прогулка взбодрит и оживит эмоции ничуть не меньше. Активность на свежем воздухе не только полезна для детского организма, но делает их более сосредоточенными, что особенно важно для детей с СДВГ.

Повышение когнитивных навыков

Р. Лоув говорит, что природа создает у детей уникальное ощущение чуда, которое не может дать никакая другая среда. Явления, которые каждый день происходят естественным образом на улицах, в парках, в лесу – заставляют детей задавать вопросы о мире и жизни.

  • Снижение тревожности, усталости

Городская среда требует, так называемого, направленного внимания, которое принуждает игнорировать отвлекающие факторы и истощает мозг. На природе дети практикуют естественное внимание, которое вызывает чувство удовольствия, а не усталости.

Девочка внимательно рассматривает цветок, мальчик сидит на траве и держит в руках лупу

Является ли синдром дефицита природы действительно проблемой?

Сейчас, когда технологии управляют почти всеми аспектами жизни, а родители снабжают детей смартфонами с ранних лет – природа стала роскошью. Это то, что мы должны запланировать на выходные (если повезет и будет свободное «окошко»).

По данным Национального фонда экологического образования, сегодняшние дети могут быть первым поколением, которому грозит сокращение продолжительности жизни, чем их родителям. Одного этого поразительного факта должно быть достаточно, чтобы убедить родителей в том, что наш нынешний способ воспитания детей несовершенен.

Количество хронических заболеваний, таких как астма, синдром дефицита внимания и ожирение у детей резко возросло, и часто приводит к ухудшению здоровья во взрослом возрасте.

Есть ученые, которые не согласны с данной теорией, якобы подменяющей более серьезные вопросы социокультурного направления. Но большинство специалистов осознают, что проблема есть и нужны новые сведения о влиянии на человека недостаточного контакта с природой.

Мамы и папы, подумайте, как улучшилась бы жизнь детей, если чуть снизить ваши страхи, что на улице их ждут травмы и опасности. Пересмотрите расписание ребенка, запланируйте игры на открытом воздухе. Команда Sun School считает, что это окажет преобразующее воздействие на развитие детей.

Комментарии (0)
Оставить комментарий