О благотворном влиянии классической музыки на развитие детей пишут и говорят довольно много. Хотя, в большинстве своем, молодое поколение предпочитает современные направления музыкального искусства, дети – любители классики есть, ведь музыкальные школы никто не отменял. И все же, некоторые родители убеждены, что ребенку необходимы только те знания, которые всегда пригодятся: математика, русский и иностранные языки, информатика.
Знакомство детей с золотым фондом мировой культуры приносит им огромную пользу, выходящую далеко за рамки музыкального образования. Классика, буквально, может влиять на качество мышления.
Роль классической музыки в развитии мозга у детей
За последние годы исследователи многое узнали о том, как развивается мозг. Человек рождается с миллиардами клеток мозга – нейронами. У детей, которые растут, слушая классику, развиваются прочные нейронные связи. Прослушивание классической музыки улучшает пространственное мышление, а обучение игре на музыкальном инструменте оказывает более продолжительное влияние на навыки критического мышления. На основании этого известного научного факта, в штатах Теннесси и Джорджия в конце 90-х продвигались программы обеспечения семей с новорожденными детьми записями с классической музыкой.
Почему же игра на инструменте имеет такое значение? Исследователи полагают, что музыкальное обучение создает новые нейронные связи в мозгу.
Музыка Баха, Вивальди и других классиков отличается от таких жанров как поп- или рок. Классическая музыка имеет более сложную музыкальную структуру. Малыши уже в возрасте 3 месяцев способны уловить это, и узнавать отрывки классической музыки, которые слышали раньше. Дело в том, что именно сложность мелодических линий и тем заставляет мозг быстрее решать пространственные задачи.
В головном мозге есть мозолистое тело. Это полоска тканей, соединяющая два полушария, своеобразный мост. Музыка – одно из лучших средств для развития мозолистого тела. Несколько областей мозга одновременно активизируются, обрабатывая звук, разбирают его на такие элементы, как мелодия и ритм, а затем снова объединяют все. И мозг младенца может проделывать эту работу за доли секунды.
Почему классическая музыка полезна в воспитании детей
- Она влияет на раннее развитие ребенка, помогает раскрыть чувственно-эмоциональные грани психики.
- Развивает восприятие: слуховое, зрительное, чувственное, и память: образную, зрительную, ассоциативную, слуховую, моторную.
- Дает мощный толчок для развития интеллекта и творческих задатков.
- Кроме того, классика благотворно действует на физическое состояние детей, снимает стресс.
Как родители могут воспитать в детях любовь к классике
- Включайте музыку ежедневно. Знакомьте ребенка с множеством музыкальных композиций разных стилей. Если вы сами играете на музыкальном инструменте, репетируйте, когда ребенок находится рядом. Всегда транслируйте умеренную громкость.
- Пойте своему младенцу. Неважно, насколько хорошо это получается. Сочетание слов с музыкой помогает мозгу запоминать слова быстрее и сохранять в долговременную память. Слушая пение, ребенок изучает язык. А мелодические узоры и ритмы песен очаровывают его.
- Слушайте музыку в дороге – это отличный способ сосредоточиться, помочь детям спокойно скоротать время в машине и привить интерес к классике.
- Если хотите, чтобы ребенок научился играть на музыкальном инструменте, не ждите, пока ему исполнится 7 лет. Большинство детей 4–5 лет с охотой включаются в это занятие. К тому же раннее знакомство с нотами помогает развить эмоциональную сферу, обогащает способностью к сопереживанию.
- Водите малышей на концерты классической музыки, будь то выступление на открытом воздухе или сцене зала консерватории. Некоторые из них устроены с учётом особенностей маленьких слушателей, которые не хотят долго сидеть на месте.
- Ребенку интересны истории. Расскажите сказку о Щелкунчике под волшебную музыку Чайковского. Описывайте то, что происходит в сказке по мере продвижения действия в музыке.
Рекомендации по слушанию классической музыки в соответствии с возрастом ребенка
Научно доказано то, о чем матери догадывались на протяжении веков: колыбельные действительно помогают малышам успокоиться, снижают частоту сердечных сокращений, уменьшают восприятие боли. Такой же эффект оказывает и расслабляющая музыка Моцарта.
Геттингенский университет в Германии работал над выявлением эффективности средств от бессонницы. Эксперимент предполагал использование лекарственных снотворных препаратов, и народных способов, среди которых были записи старинных колыбельных. Результаты ученых поразили – первое место по эффективности получили колыбельные песни. Дети и взрослые, участвующие в эксперименте, засыпали быстро, крепко и глубоко.
0-5 лет
- Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада»
- Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик»
- Сергей Сергеевич Прокофьев «Петя и волк»
- Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
- Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полет шмеля»
По мере того, как дети становятся старше, их понимание музыки совершенствуется. Пусть услышат, насколько разные по настроению весна, лето, осень и зима – с помощью звучания одной лишь скрипки. Включите музыку Вивальди, знаменитого композитора, живущего 300 лет назад.
6-12 лет
- Антонио Вивальди «Времена года»
- Клод Дебюсси «Лунный свет»
- Вольфганг Амадей Моцарт «Соната для фортепиано № 1»
- Фридерик Шопен «Прелюдия № 1»
- Иоганн Себастьян Бах «Сюита для виолончели № 1»
В подростковом возрасте дети более открыты для изучения новых жанров и стилей. Эта возрастная группа может оценить сочинения, которые предлагают эмоциональную глубину и сложность.
13-18 лет
- Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт № 3»
- Сергей Васильевич Рахманинов «Фортепианные концерты № 2, 3»
- Морис Равель «Болеро»
- Густав Хольст «Планеты»
- Фредерик Шопен «Ноктюрны»
У детей есть интуитивное чувство понимания классической музыки. Благодаря ему малыши положительно реагируют на ее звучание с раннего возраста. Сегодня, когда доминируют гаджеты и цифровые развлечения, роль классической музыки в воспитании детей очень важна. Ее универсальный язык пробуждает творческий потенциал, дающий ребенку понимание глубины и неповторимости окружающего мира и самого себя.