На образовательном горизонте появилось новое тревожное явление: проблемы с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, столь необходимой для того, чтобы писать и держать карандаш.
Но разве в мире смартфонов важно, что дети не умеют писать от руки?
Использование вилки, застегивание молнии, поворот дверной ручки: большинство взрослых делает это не задумываясь. Дети тратят годы на развитие и совершенствование этих способностей. Они известны как мелкая моторика.
Развитие навыков мелкой моторики работает рука об руку с другими, формируя зрительно-моторную координацию. Она начинается в младенчестве. Позже мелкая моторика не только помогает детям добиваться успехов в школе, но и становится важной в повседневной жизни.
Влияние технологий на развитие детей
Отсутствие ловкости пальцев может быть связано с массовым использованием технологий сенсорных экранов. Дети проводят время с гаджетами более двух часов в день, редко берут в руки мелки, краски, карандаши, ножницы, из их повседневной жизни исчез пластилин. Это огромная проблема еще и потому, что современный детский сад требует гораздо больше письменных занятий, чем десять лет назад.
К сожалению столь затруднительное положение нельзя исправить в одночасье. А между тем медийная реклама внушает родителям, что дети в компьютерных играх развивают мелкую моторику с помощью современных технологий. Однако наши дети живут в трехмерном мире и должны учиться взаимодействовать с реальными, а не выдуманными объектами и людьми.
Ну правда же, легче всего малыш поймет, что означает цифра 3 – если съест три виноградины, построит из трех кубиков башню, составит треугольник из трех палочек от мороженого. Дети учатся, делая и переживая, а не пассивно наблюдая.
Домашние занятия для развития мелкой моторики
Мы рекомендуем ежедневно заниматься аэробикой для пальцев от 15 минут до получаса. Упражнения для развития мелкой моторики мы практикуем и в детском саду. Сжимания, перекатывания, пощипывания, складывание и растягивание предметов – укрепляют ладони и фаланги пальцев.
Пусть дети попробуют:
- формировать и катать шарики из пластилина ладонями обеих рук;
- скатывать кончиками пальцев шарики, размером с горошину;
- с помощью зубочисток делать рисунки на пластиковой тарелке;
- использовать пипетки для смешивания цветной воды и создания рисунков на бумаге
- разорвать газету на кусочки, скатывать в шарики и набивать игрушку на молнии;
- с помощью распылителя опрыскивать растения или разукрашивать снег, добавив пищевой краситель;
- сделать «тающего» монстра: нарисовать маркером чудище и побрызгать на него водой из пульверизатора;
- переворачивать монеты, не поднося их к краю стола
Да, по всем показателям жизнь современных детей явно улучшилась. Технологии предлагают фантастические возможности для развития, воспитания и обучения. Но в реальности младенцы получают доступ к безграничным возможностям, которые предоставляет цифровой мир, еще до того, как смогут ходить или говорить.
Технологии никуда не денутся, а потому, взрослым следует уменьшить использование девайсов, мобильных устройств и телевизора, чтобы у малышей был полноценный игровой опыт в детстве. Тогда беготня на улице, игры с мячом, скакалкой, догонялки – не станут для них чем-то старомодным и скучным.