8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Все статьи

Девочка хочет строить, а мальчик — шить: гендерные стереотипы

Новорожденный с первых дней жизни попадает в общество гендерных стереотипов: розовые распашонки у девочек, голубые — у мальчиков, кружевные носочки у девочек, шапочка с машинками — у мальчиков. И так все детство. До какого-то момента малыши играют с тем, что им покупают. Но что-то случается, и девочка настойчиво тянется к слесарному набору, а мальчик с упоением катает коляску с куклой. Когда начинать переживать? И стоит ли?

Стереотипы гендерного поведения у дошкольников

Еще в 1983 г. советский психолог и педагог Леонтьев А.Н. писал, что «дети, поведение которых строго соответствует требованиям, предъявляемым к полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями». В то же время дошкольники, демонстрировавшие более свободный от гендерной типизации характер, психологически были более благополучны. Это значит, что мальчики, легко переключающиеся с танкового сражения на кукольные наряды — дети с гибкой психикой, высоким уровнем коммуникабельности, богатым воображением. А девочки, с удовольствием стучащие молотком, устраивающие гонки и сражения, с помощью инструментов и машинок просто находят выход бурным эмоциям.

Проблема или особенность личности?

Другое дело, когда ребенка совершенно не интересуют типичные для его гендерной роли игрушки. Например, когда мальчик играет исключительно в куклы и это длится год, два, три.

Психологи говорят, что детские игры трансформируют запреты, семейные установки и стереотипы гендерного поведения, в окружении которых живут дети. Поэтому в игре малыши 3-6 лет часто примеряют на себя роль, недоступную в реальной жизни. Получается своеобразная компенсация. Так, нехватка материнского внимания может побудить мальчика начать искать женское начало в игрушках и вещах, а принятая в семье эмоциональная скупость, у девочки может вылиться в агрессию и пристрастие к характерным для мальчиков агрессивным развлечениям.

Если есть проблема — психолог ее увидит. Но чаще всего дело не в семейной или поведенческой проблеме. Дело в личностных особенностях ребенка, которые никак не связаны с полом. Активным, застенчивым, агрессивным, напористым или мягким и уступчивым может быть как мальчик, так и девочка. При этом ребенок с ярко выраженными чертами характера подсознательно играет в игры, которые соответствуют его интересам. Понятно, что импульсивная коммуникабельная девочка с творческими задатками выберет активные и динамичные игры: устроит сражение «Трансформеров», соорудит гараж, организует догонялки или «разбойников», причем возьмет на себя роль Робин Гуда. В то же время артистичный вдумчивый мальчик, с выраженной сенситивностью, предпочтет более спокойные развлечения: собирать гербарий, рисовать, лепить, шить для кукол.

Ни в том, ни в другом случае переживать не имеет смысла. Потому что гендерная типизация  игр никак не связана с половой идентичностью и тем более с сексуальной ориентацией. Спицы и нитки не мешают мальчику впоследствии осознавать себя мужчиной, а большинство отчаянных пацанок к 13-15 годам с удовольствием погружаются в мир женских ценностей и интересов.

Комментарии (0)
Оставить комментарий