8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Почему нет возрастных кризисов и как разобраться в причинах

Почему нет возрастных кризисов и как разобраться в причинах

Мы с детским психологом и создательницей проекта по семейному образованию «Гимназиум» Анной Башович продолжаем тему детской терапии. В прошлой статье мы говорили о том, как проходят сеансы у детского психолога, когда стоит к нему обратиться. А также о том, почему иногда проблема не в ребенке, а родителях, которые слишком тревожатся. В этой статье обсудим, стоит ли вести детей к психологу перед детским садом, поговорим о возрастных кризисах и о том, в каких ситуациях чаще всего обращаются за помощью к специалисту. 

Нужно ли обращаться к специалисту заранее, если родители хотят подготовить ребенка к адаптации в саду или к переезду?

Обязательно — нет, конечно! Любые «подготовки» — это всегда про тревожность родителей, а не про неготовность ребенка. Еще 40 лет назад зарубежные психологи проводили эксперимент на тему сепарации матери и ребенка во время адаптации в детском саду. В ходе эксперимента выяснилось, что тревожность родителей напрямую влияет на готовность ребенка идти в сад. Как только у родителей пропадали все страхи, дети переставали капризничать и плакать по пути в детский сад. Это было в 100% случаев! Как видите, психолог нужен был не детям, а родителям, чтобы подготовиться. 

Недавно наблюдала ситуацию, которая тоже очень показательна: мама ведет ребенка в сад. Он радостно прыгает рядом, а мама говорит: «Ты не волнуйся, тебя там другие дети бить и обижать не будут». Карапуз до этого момента даже не подозревал, что его может кто-то обидеть в саду, а мама, искренне желая успокоить, только передала ему свои страхи. Поэтому лучшая адаптация к детскому саду и любому другому изменению в жизни — это собственная уверенность и внутренняя готовность. 

С какого возраста можно обращаться к психологу?

По закону РФ самостоятельно, без согласия законных представителей человек имеет право на работу с психологом с 14 лет. На семейную терапию приходят даже с грудничками — они важные участники процесса. Малыши чувствуют, когда затрагивается сложная, волнующая тема — начинают плакать. Таким образом они «помогают» не говорить о болезненных вещах. Дети постарше тоже реагируют на такие моменты и отвлекают своими способами. Задача терапевта все эти сигналы учитывать и не дать важной теме ускользнуть, а наоборот помочь ее проговорить, даже если дети пытаются отвлечь. 

В 1-1,5 года уже можно начинать с ребенком песочную или игровую терапию. Это хорошо развивает эмоциональный и социальный интеллект. Поэтому можно водить малыша на такую терапию смело. 

Назовите самые частые ситуации, когда люди обращаются с детьми к психологам.

Запросы бывают очень разными  от классического «он не слушается», «не хочет учиться», до «она не любит красный цвет, это странно». Но на самом деле, не важно с какой именно проблемой пришли клиенты. Это все проявление более глубоких процессов, с которыми и надо разбираться. 

Приведу пример. Семья: мама, папа и мальчик Вася  5 лет. Замечательный ребенок, с удовольствием пошел в садик, по выходным с папой ходит в бассейн, а с мамой в театр. Все прекрасно и замечательно. И вдруг Васечка стал закатывать истерики, в садик ходить не хочет, игрушки новые ломает. С каким запросом приходят родители? Конечно про Васечку, что он стал неуправляемым. Пришли они втроем, и во время первого же сеанса выяснилось, что Васины мама с папой как-то последнее время охладели друг к другу: папа весь в работе, мама в основном домашними делами занята. И вот, когда с Васей все это началось, папе пришлось пораньше возвращаться с работы, чтобы помочь маме с сыном справиться, а вечерами они сидят и разговаривают за чашкой чая (чего уже давно не было), обсуждают, как же Васе помочь и что делать. Таким образом ребенок своим поведением бессознательно пытался объединить родителей. С помощью терапии семья преодолела свои сложности. 

Это такой грубый пример, но он хорошо передает смысл семейной терапии и того, что запрос может быть любой. 

Можете дать несколько советов, как справиться с возрастными кризисами у ребенка без посещения психолога? В каком возрасте они начинаются?

Вообще не очень правильно, когда родители все проблемы объясняют кризисным возрастом. Потому что это очень заманчиво «приписать» любые сложности кризису и снять с себя ответственность. А кризис 3 лет может начаться в 2 или вообще прийти в 4. А может пройти так, что вы даже не заметите. Причины могут быть совсем в другом. 

Деление по возрастам нужно больше самим психологам для построения гипотез и стратегии работы. 

Что могу посоветовать родителям? Очень рекомендую книгу «Секретный мир детей глазами взрослых» Марии Владимировны Осориной. Она возвращает нас в мир детства, дает вспомнить, как это — быть ребенком. И тогда отношения с собственными детьми открываются совершенно по-новому. В книгах Юлии Борисовны Гиппенрейтер прекрасно описаны конкретные рекомендации, как действовать во время этих самых возрастных кризисов. 

От себя же хочу поделиться интересной и действенной методикой. 

Когда ребенок впадает в истерику, плачет, кидает вещи или даже пытается ударить, его надо успокоить. Вы встаете сзади и крепко обнимаете его, фиксируя руки так, чтобы он будто бы сам себя обнимал. Важно не заламывать руки назад и следить, чтобы ему самому не было больно. Обнимать так надо до тех пор, пока ребенок не успокоится. Это может занять 10 минут, а может и 40. Таким образом вы показываете ему, что любите его, защищаете и вы рядом. Это гораздо продуктивнее, чем ответный крик, слезы и наказание. В ответ на агрессию вы отвечаете любовью и пониманием.  

Попробуйте и посмотрите, насколько действенным будет результат!

Комментарии (0)
Оставить комментарий