8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Детский психолог. Кто он и зачем?

Детский психолог. Кто он и зачем?

Идея о том, что каждому человеку нужен психолог всё чаще витает в воздухе. Конечно, проработать свои даже мелкие сомнения, страхи и обиды — всегда полезно. А что можно сделать, чтобы эти проблемы потом не всплывали во взрослом возрасте? Стоит ли с самого детства водить ребенка к психологу и когда это необходимо? Об этом мы поговорили с детским психологом Анной Башович. Анна закончила факультет психологии СПбГУ, прошла практическое обучение семейной терапии, работала в лагере ФК «Barcelona». Уже 4 года Анна руководит психологической школьной службой, а недавно создала проект по семейному образованию «Гимназиум» на базе школы №321 в Санкт-Петербурге.

Как начался ваш путь в психологию?

Мне было 10 лет и я не справлялась со сложностями, которых хватало и дома, и в школе. Училась в 5 классе, с трудом разбираясь с навалившимися сложностями. И вот хорошо помню момент — иду по коридору и вижу подозрительно нормальную женщину. Одета не строго, симпатичная и к тому же смеется (в той школе для взрослых это была редкость). Оказалось, что она — школьный психолог. Я решила пойти и пообщаться с ней, а в итоге стала проходить индивидуальную терапию, и это продлилось  до конца школы. Лет с 15 добавила различные тренинги и к моменту выбора университета с удивлением поняла, что знаю о профессии психолога больше, чем некоторые выпускники ВУЗов. Вопроса «Куда поступать?» не было.

Расскажите немного о своей работе детским психологом. Что для вас важно в ней?

Не пребывать в иллюзиях о своем всесилии и о том, что обязательно будет результат и быстрые изменения. Когда-то я услышала от коллеги чудесную цитату Венедикта Ерофеева: «Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел возгордиться человек». Абсолютно согласна. Она прекрасно описывает психолога в процессе терапии. 

Но на каждой встрече, безусловно, необходимо давать все лучшее, что ты можешь и выкладываться на 100%. 

Это удивительная профессия. Если во время сеанса ты все время «здесь и сейчас», то невероятным образом устаешь меньше, чем когда витаешь в облаках. 

Многие проблемы у нас идут из детства. Когда родителям стоит задуматься о том, чтобы обратиться к детскому психологу?

Проблемы идут из детства — это линейная логика. Более продуктивной и гармоничной считаю логику системную. Линейная — это причинно-следственная связь, например, психологи часто любят видеть причину в асфиксии в родах. Как будто выявление причины — это уже решение задачи. Так далеко не всегда. Системная логика — это поиск факторов, которые способствуют появлению или поддерживают поведение ребенка. Проблема ребенка рассматривается как отражение дисфункциональных отношений в семье. Системный подход расширяет симптоматику и смотрит на проблему целиком, а не на отдельные ее проявления. 

Каждую ситуацию можно трактовать по-разному и было бы неправильно сейчас составить список со словами «Заметили такое — сразу к психологу». Но если родителей начало беспокоить что-то в поведении ребенка, то лучше сходить к специалисту и пообщаться, чем продолжать переживать. 

Один из сложных и для многим непонятный момент — как выбрать психолога? Доверяйте собственным ощущениям, Потому что опыт, звания и квалификация — это важно, но вам должно быть комфортно и приятно общаться с человеком, он должен чем то зацепить. Отношения «терапевт-клиент» сами по себе огромный ресурс.

Узнавайте количество часов супервизии и проходил ли человек сам личную терапию у специалиста. Не стесняйтесь! Профессионалы знают, что это нормальный вопрос, а непрофессионалы вам и не нужны, правда? 

Хочу, чтобы все знали — это важно. В Европе и Америке психологи работают по лицензии. Для ее получения и регулярного продления наличие определенного количества часов супервизии и личной терапии — обязательное условие. В России такого нет поэтому вместо лицензионного органа это должны выяснять сами клиенты. 

Как проходит сеанс: с родителями или наедине? И могут ли родители узнать, о чем вы говорили с ребенком или вы сохраняете тайну этого общения?

Зависит от вида терапии: семейная или индивидуальная, это совершенно разные жанры. 

На семейную терапию приглашается вся семья, причем, чем больше родственников будет на сеансе, тем лучше. Иногда это может быть даже 15 человек. 

На индивидуальной терапии сначала проходит предварительная встреча со взрослыми, а сам сеанс проводится только с ребенком. 

Конечно, психолог дает рекомендации родителям и делится выводами, но никакие секреты и цитаты ребенка не выдаются. Потому что всегда можно найти способ донести до родителей всю необходимую информацию, при этом, не предавая маленького клиента. Это профессиональная этика. 

Что делать, если родителей беспокоят перемены в ребенке, но он не хочет идти к специалисту? Нужно ли вести его насильно и как объяснить, куда и зачем он идет?

Важно разделить слова «насилие» и «директивность».

Я, как каждый нормальный человек, против насилия. Но мне кажется ваш вопрос больше про иерархию, про то, кто на самом деле взрослый и принимает решения в семье. Давайте разберемся. 

Обычный ребенок — почему он вдруг не хочет идти к психологу? Если он не хочет идти к врачу, вы же все равно его туда ведете потому что знаете, что надо, правда? Так же и с психологом. Вы приняли это решение и вам нужно понятно объяснить ребенку, куда и зачем вы идете, если он вас об этом спрашивает. Например, «Психолог поможет нам меньше ссориться», «С психологом можно поговорить, почему я плачу». Говорить о себе и своих чувствах, а не о поведении ребенка. Если сказать «Мы идем разбираться, почему ты себя плохо ведешь», ребенок замкнется еще до сеанса и терапевту будет гораздо сложнее. Объяснять спокойно, не передавая свои тревоги и сомнения. Дети это прекрасно считывают. Если вы сами опасаетесь идти к психологу, то ребенок радостно вам поможет и скажет «Не хочу, не пойду». А тревожность перед первым сеансом и сопротивление на последующих — это нормально.

А что делать, если ребенок на сеансе молчит и не хочет открываться? Все зря?

Даже если ребенок молчит, то процесс все равно идет!  

У меня был случай: я вела групповые занятия с детьми 5-6 лет. Один мальчик в группе все время молчал, не участвовал в играх и просто тихо сидел. Никому не мешал, но молчал. В такой ситуации сложно и мне и группе. Но я упорно принимаю его поведение,  имеет он право молчать. И при этом, я все время продолжаю попытки вовлечь его в занятие. На пятой встрече он согласился порисовать, на 7-й стал односложно отвечать, а после 10-й уже общался наравне с другими участниками. Вывод — процесс может быть долгим и к этому надо быть готовым. 

Нужен ли психолог детям, у которых не наблюдается явных проблем?

Такой вопрос сам по себе уже и есть проблема; с ней стоит сходить и разобраться, «Почему я так волнуюсь?». Но не ребенку, а взрослому. Важно отделять свои тревоги и проблемы от проблем ребенка. 

А вот занятия арт-терапией, песочной терапией — почему бы и нет? Это всегда полезно и интересно. Так же как коммуникативные тренинги для подростков. Умение общаться — один из важнейших навыков, его бы по возможности вводить во всех школах на регулярной основе.

Какие советы вы можете дать родителям, чтобы избежать ситуаций, когда с ребенком должен уже работать психолог?

Это как вопрос «В чем рецепт счастья»? Ответов на него миллион.

Безоблачной жизни не бывает и избежать всех проблем невозможно. Тем более, само по себе взросление — это сложный процесс; если он пройдет с поддержкой психолога, то ничего ужасного в этом нет.

Если говорить о простых советах, то тут все банально: хвалить ребенка, уважать его, не бояться проявлять свою любовь, не врать ему, разрешать ошибаться и не пытаться сделать из ребенка идеальную версию вас самих. И главное — говорить ребенку, что он любим, даже если он неправ. 

Хочется всем пожелать, чтобы сложные ситуации разрешались, а опыт общения с психологами был положительным и продуктивным!

Комментарии (0)
Оставить комментарий