8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Как правильно выбрать франшизу?

Как правильно выбрать франшизу?

Этот вопрос приходит уже после изучения теории (плюсы и минусы, которые дает нам покупка франшизы) и осознания, что хочется вкладывать деньги именно в такой бизнес. То есть не раскручивать много лет с нуля неизвестно что (а может, и не много лет — шансы на разорение велики в первый же год), а купить франшизу, доказавшую свою эффективность и дающую деньги своим франчайзи.

И вот когда мы уже готовы к действиям, отложены свободные деньги, начинается поиск той самой, одной-единственной. По каким критериям он идет, на что нужно непременно обращать внимание, а что не имеет существенного значения? Об этом сегодня и поговорим.

Критерии выбора франшизы

1. Вам должна нравиться сфера деятельности. Разбираться в ней совсем не обязательно, преимущество франшизы в том и заключается, что, не зная рыночную нишу, вы получаете готовое решение с отлаженными бизнес-процессами.

Поэтому дело, в которое вы вкладываете деньги, должно быть интересно именно вам. В противном случае высок риск, что вы просто перегорите через некоторое время, переключившись на что-то более интересное. Если с детства испытываете любовь к автомобилям — покупайте франшизу из этой сферы. Если любите посещать рестораны и, анализируя то, что происходит, задумываетесь, как можно все улучшить, — приобретайте франшизу сетевого ресторана. А если любите детей — отличный вариант франшиза детских садов премиум-класса Sun School.

2. Анализ рыночной ситуации в конкретной нише. В условиях быстро меняющихся рыночных условий практически невозможно прогнозировать, что будет на горизонте в 5–10 лет. Да и не надо — это действительно гадание на кофейной гуще. Зато мы можем посмотреть, что происходит прямо сейчас. На какие услуги есть растущий спрос, а такие отрасли находятся в стагнации или вообще в кризисе.

Например, в связи с падением курса рубля и вводом санкций против европейских производителей сельскохозяйственной продукции сельхозрынок в России находится на подъёме. Но это же падение рубля и сокращение реальных доходов населения больно бьёт по ритейлу. Продажи сокращаются практически по всем направлениям.

А что там по детским садам на данный момент? Здесь два важнейших фактора, которые мало коррелируют с курсом доллара, а тем более с какими-то санкциями. С одной стороны, существует огромный неудовлетворённый спрос на детские сады (и очереди). С другой стороны, все больше родителей понимают, что частный детский сад — это одно из важнейших конкурентных преимуществ, которое их ребёнок может получить в детстве.

4. Наличие конкурентных преимуществ, патентов, лицензий и т. д. в своей рыночной нише. То есть, определившись с конкретной нишей, в которой хотим работать, приступаем к выбору сетевой компании. Нам важно найти ту, которая имеет четкие конкурентные преимущества перед другими, работающими в этой отрасли.

Например, сильный уклон в сторону обучения английскому языку в Sun School — это огромное конкурентное преимущество перед другими частными детскими садами. Наличие собственных методик обучения и патентов добавляет привлекательность именно этой франшизе.

5. Узнаваемость бренда. В трейдинге есть понятие «движение по линии наименьшего сопротивления». Это значит делать то, что делает рынок, и не спорить с ним. Если доллар растёт — его покупаем, если падает — продаём. Не мучаемся, а прямо сейчас берём прибыль.

Всё то же самое и с брендом. Купившему франшизу сетевой компании с неизвестным брендом понадобятся огромные усилия, чтобы переломить ситуацию... и никто не обещал, что они увенчаются успехом. А следуя по линии наименьшего сопротивления, можно сразу приобрести франшизу известного бренда и, не мучаясь, тут же получить благодарных клиентов, которые ждали открытия заведения под выбранным вами брендом в своём городе.

6. Отзывы клиентов о компании. Какой бы замечательной ни была репутация у бренда, крайне важно смотреть, что думают о компании её непосредственные клиенты. Благо повсеместное проникновение интернета сильно облегчило нам сбор информации — достаточно просто почитать отзывы.

Нет, не так! Просто почитать недостаточно! Нужно научиться их фильтровать! То есть не обращать внимания на возможные заказные варианты — поверьте, часто их видно с первого взгляда: «Лучший магазин! Всё понравилось, отличное обслуживание, все продавцы такие приветливые! Посоветую подругам!»

 Не менее важно смотреть на отрицательные отзывы. Причём отделять, согласно Владимиру Владимировичу, мух от котлет. О чём речь? Допустим, отзывы о конкретном отеле. Максимум 5 баллов.

2 балла... Главная претензия, что проклятый туроператор задержал пакетный вылет на 8 часов.

Что по факту? А отель-то тут при чём?

3 балла... «Охрана не пустила меня, пьяного, ночью купаться в море, больше в этот отель ни ногой!»

Что по факту? Не пустила и правильно сделала. Это отелю не минус, а плюс.

1 балл... «Нас разместили в старом корпусе, там маленькие номера, почти нет солнца. Мы пошли на рецепцию, и нас согласились переселить в новый корпус, только за деньги!!! Никому не советую этот отель».

Что по факту? Клиентов разместили в номере именно того типа, за который они заплатили, находясь ещё дома. Зачем они за него платили? Да потому что было дешевле, других причин просто нет. К отелю какие претензии? Платите сразу за номер лучшего класса, в новом корпусе, вас туда и поселят.

 Вот на такие и кучу других отрицательных отзывов вообще обращать внимания не стоит. Поэтому анализируйте, на что конкретно жалуются клиенты.

7. Большое количество филиалов сетевой компании. В данном случае размер имеет значение! Ведь для открытия множества филиалов нужно, чтобы франшизу купило много людей. А покупать её они будут, только увидев, что уже открытые филиалы приносят прибыль своим франчайзи.

А на другой стороне пищевой цепочки стоят клиенты, которые думают примерно так: «Ага, у компании большое количество филиалов, именно это и является гарантией, что мы (клиенты) получаем тут лучшие услуги по сравнению с теми компаниями, которые не способны раскрутиться, расширив свою сеть».

8. Время нахождения на рынке. Этот пункт тесно переплетается с п. 2 (анализ рынка). Что важно понимать? Рыночные циклы меняются каждые несколько лет. И то, что приносило деньги три-четыре года назад, сегодня может пребывать в упадке. И наоборот. Вот отличный пример с продажами новых автомобилей в России. Рынок рос несколько лет рекордными темпами, а сейчас несколько лет падает всё ниже и ниже. К чему это привело? Да к тому, что некоторые производители были вынуждены покинуть наш рынок, не выдержав конкуренции.

Всё то же самое с сетевыми компаниями. Если компания пережила полный рыночный цикл, а лучше несколько — значит, её бизнес-процессы отлажены под любые рыночные условия, позволяющие не разориться даже в кризис.

Расскажите, а на что ещё вы обратили бы внимание при выборе франшизы?

Комментарии (0)
Оставить комментарий