Получение ребенком эмоциональных впечатлений о природе, накопление представлений о различных формах жизни, – все это этапы дошкольного детства. Но происходят они не сами по себе, а при условии, что родители ребенка уже знакомят малыша с экологической культурой и миром природы, активно взаимодействуют с ним.
Экологическое воспитание дошкольников – это приоритетное направление в современном дошкольном образовании, а детский сад – первое звено в системе экологического просвещения. Вопросы охраны окружающей среды поднимаются в детском саду в течение всего педагогического процесса – на занятиях, прогулках, специальных мероприятиях.
Большое значение уделяется природному окружению в детских садах Sun School:
- на прогулках воспитатели рассказывают детям о деревьях, растениях, цветах;
- проводятся занятия естественнонаучной направленности;
- дети изучают различные природные явления и объекты;
- знакомятся с природой и экологией через творчество и игру: с помощью приглашенных артистов, чтения историй, игр по ролям.
Семья и ближний круг общения оказывают огромное влияние на то, какое значение ребенок придает окружающей среде и природе. «Зеленая» повестка позволяет задуматься о сохранении естественных экосистем, защите животного мира и растений, эффективной переработке отходов, используя ресурсосберегающие технологии. Такое внимание к экологическому образованию детей полезно именно в раннем возрасте.
Методы экологического воспитания дошкольников
Наглядный
Наблюдение – основной метод экологического воспитания.
Установить свойства, качества, структуру и внешнее строение предметов, причины изменения и развития объектов (растений, животных), сезонные наблюдения – цель усвоения этих знаний.
Для успеха данной задачи воспитателю нужно продумать и использовать специальные подход, организующий активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать исследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включать органы чувств в процесс наблюдения для полноты и конкретности новой информации. Наблюдение сопровождается образной речью воспитателя. Он руководит произвольным вниманием детей, регулируя его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение проводится как небольшим составом ребят, так и всей группой детей. В зависимости от целей экологического воспитания в детском саду.
Использование иллюстративно-наглядного материала.
Рассказывая детям о природе, воспитатели применяют ряд дидактических картин, репродукций художественных полотен, фотографий, диафильмов, кинофильмов, презентаций, представляющих иллюстративно-наглядный материал.
С помощью этого ресурса дети закрепляют представления, полученные в ходе восприятия природных явлений, формируют знания об объектах, которые невозможно наблюдать в данной местности или конкретное время. Например, знакомство с дикими или домашними животными других климатических зон возможно только при просмотре иллюстрации или кинофильмов.
Практический
Моделирование – еще один метод ознакомления детей с природой.
Взяв за основу чувственное познание, воспитатели «выстраивают» в сознании детей абстрактное, обобщенное представление об объектах или явлениях природы, составляют схему изучаемого явления.
Цель моделирования – связать объекты природы, их структуру и отношения, существующих между ними. Оно работает по принципу замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениям.
Знакомство с природой в играх.
Экспериментальные игры для экологического воспитания в саду подтверждают достоверность физических и природных явлений и закономерностей: «Утонет или не утонет», «Мыльный пузырь», «В какой воде легче плавать».
Дидактические – помогают детям обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно-печатные – разрезные игры по типу лото, уточняют, систематизируют и классифицируют детские знания о животных, растениях, явлениях неживой природы.
Словесные – игры, закрепляющие знания детей о свойствах и признаках тех или иных предметов, например, «Кто летает, ползает и прыгает?».
Подвижные – в которых дети подражают повадкам животных, их образу жизни. Имитируя движения и звуки, издаваемые животными и птицами, дети закрепляют знания, проявляют живой интерес к природе.
Простые опыты и экспериментирование.
Опыт в виде наблюдения, которое можно проводить в специально созданных условиях. Для примера, рассказывая о необходимости тепла для роста растений и уточнения этих знаний, воспитатель демонстрирует опыт: помещает одно растение в теплое место, а другое – в прохладное. Далее, в течение нескольких дней дети вместе с воспитателем наблюдают за изменениями в их развитии.
Экспериментирование способствует формированию познавательного интереса к природе, развивают у детей наблюдательность, мышление. Каждый практический эксперимент раскрывает причины наблюдаемого явления, подводя детей к суждениям, умозаключениям. Опыт имеет большое значение для образования причинно-следственных связей.
Экологическое воспитание детей в детском саду поощряет их исследовать, выяснять, как и почему происходит то или иное явление, формировать собственное мнение по сложным вопросам, а не только получать информацию. Экологическое образование развивает навыки критического и творческого мышления, вдохновляет ребят более активно участвовать в жизни своего сообщества.
Подавайте детям пример, объясните, что выключение света не только экономит энергию, но и улучшает качество воздуха, ограничивая цикл работ, который выполняют электростанции, загрязняющие воздух.
Избегайте фокуса на экологических бедствиях, старайтесь использовать позитивные примеры. Расскажите, что мусорить нельзя, потому что отходы загрязняют воду и почву, что небезопасно для всего живого. Понимая, как все взаимозависимо, дети лучше осознают потенциальные последствия своих действий для планеты и ее жителей.