8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Игры для детей на ориентировку в пространстве

Игры для детей на ориентировку в пространстве

Что такое понимание пространства?

Пространственное ориентирование это восприятие ребенком своего тела по отношению к физическому окружению, взаимодействие с ним, а также важнейший навык для игры, развития и обучения.

Осознание пространства сложный набор физических и когнитивных навыков более высокого уровня, который глубоко связан с сенсорной системой. Поскольку наши чувства очень взаимосвязаны, важно понимать, как они работают вместе, чтобы помочь ребенку научиться правильно и безопасно взаимодействовать с окружающей средой. 

Связь разума и тела для развития пространственного понимания

Хотя большинство детей развивают пространственное восприятие самостоятельно, важно понимать, какие виды деятельности создают эти нейронные связи. Специалисты Sun School составили подборку игр на ориентировку в пространстве, с помощью которых маленькие дети могут развить наилучшие физические показатели.

Оказывается, детям требуется много умственных способностей, чтобы узнать, где находятся объекты по отношению к их телу, и как двигаться для достижения желаемого результата. Отсюда пропущенные удары ногами, частые столкновения на детской площадке и синяки, возникающие от случайной «встречи» с мебелью.

Развитие пространственного восприятия начинается рано. Когда ребенок впервые берет погремушку, он учится оценивать расстояние и то, как его тело движется в пространстве по отношению к трехмерным объектам. Он знает, что погремушка где-то здесь, и он узнает, что его рука может вытягиваться настолько далеко. Малыш учится регулировать положение своего тела, чтобы дотянуться до нее.

Игры для детей: ориентировка в пространстве

Примерно в 3-4 года ребенок различает понятия лево – право, формируя определенную телесную схему. Этот процесс подходит к завершению, в среднем, к 6 годам. Не до конца сформированное представление о правой и левой частях тела нередко становятся причиной расстройства чтения и письма. 

Наполнение активного словаря дошкольника словами: близко – далеко, вперед – назад, влево – вправо, сверху – снизу расширяет и углубляет пространственные представления.

  • Плывущий корабль

В игру может играть как один ребенок, так и группа. Знакомим с движениями игры. Правый поворот – вращение кистью, словно заводим мотор. Левый поворот – то же самое, но другой рукой. Правый притоп – правая нога топает об пол. Левый притоп – соответствующая нога повторяет действие. 

Ведущий пристально смотрит вдаль: «Подплывает корабль». Дети задают вопрос: «Какой корабль?». Ведущий говорит: «С правым поворотом». После чего дети вращают кистью правой руки. Ведущий опять всматривается вдаль: «Вижу корабль». Ребята отвечают: «Что за корабль?». Ведущий называет: «С левым поворотом и правым притопом». Дети выполняют соответствующие действия.

  • Отражение в зеркале

Даже если дети знакомы с понятием право – лево, они часто путаются в зеркальном отражении. Пусть ребенок посадит свою любимую игрушку спиной к себе. Спросите его, где правая рука (лапа) у игрушки. Когда ребенок ответит – привяжите на правую сторону игрушки и правую руку ребенка по ленте.

Попросите малыша повернуть игрушку к себе и сравнить, где находятся ленты. Пусть ребенок несколько раз повторит эти действия, чтобы разобраться в происходящем. Главное, чтобы он понял, что это не волшебство, а изменение расположения предметов в отношении друг друга.

  • Ищем игрушку

Одному ребенку нужно спрятать игрушку в комнате, а другому ее найти. Поиск игрушки должен сопровождаться инструкцией: «Поворачивайся спиной к окну, иди 6 шагов вперед, поверни направо и пройди еще 3 шага», «обойди кресло справа, а столик слева», «протяни руку за диван, под стул, и т.д.». Усложняйте задачу с помощью дополнительных препятствий. 

  • Право-лево

Договоритесь с ребенком, что он назовет все предметы в комнате, расположенные слева или справа от него. Поверните малыша на 180° и повторите задание. Затем покрутите его еще немного и уточните, где в данный момент находится дверной проем, окно или шкаф. 

  • Подними руку

Игра на развитие ориентировки в пространстве, зрительно-слухового сосредоточения, координации движений, последовательности действий. Игроки сидят или стоят, образуя круг, в зависимости от условий игры. Ведущий ходит внутри круга, останавливается напротив одного из детей, и говорит: «Поднять руку». Тот, напротив которого стоит ведущий ничего не должен делать, но его соседи слева и справа должны поднять руку, ту, которая ближе к игроку между ними. Если играющий ошибется – меняется местами с ведущим. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был ведущим. 

  • Делай наоборот

Игроки образуют круг. Ведущий показывает (изображает) какое-либо действие. В задачу игроков входит делать все с точностью наоборот. 

  • Волшебный квадрат

Ребенку предлагается квадрат из 9 клеток, примерно 9х9 см. Каждую клетку квадрата нужно закрасить одним из палитры цветов. Цвета не должны повторяться. Задания следующего содержания:

— Цветовое ориентирование 

Нужно показать: 1) квадрат синего цвета; 2) такого, как дневное небо; 3) все холодные цвета.

— Счет 

1) посчитать все 9 квадратов; 2) квадраты только во втором (третьем) ряду; 3) в первом (втором) столбике, 4) порядковый счет (на каком месте во втором ряду…); 5) цвет (какого цвета квадрат на втором месте в первом ряду).

— Понимание понятий  

1) правый/левый верхний угол; 2) правый/левый нижний угол; 3) центр; 4) диагональ; 5) левая/правая стороны; 6) верхняя/нижняя стороны.

— Ближнее окружение 1) справа от коричневого квадрата (варианты); 2) под синим, над желтым; 3) ниже оранжевого, выше белого и т.д.

— Путешествие: 

«Двигайся от верхнего левого угла на одну клетку вправо, затем на две клетки вниз, и на одну вверх…» (используется все пространство квадрата).

— Дойти до игрушки 

На любую клетку ставится маленькая игрушка, например, на крайнюю нижнюю справа. Ребенку предлагается «прогуляться» по квадратам до игрушки. Маршрут задается взрослым. 

  • Спорт и физическая активность

Баскетбол, футбол или любая другая игра с мячом помогает развивать пространственное восприятие. Отрабатывание силы удара бить по футбольному мячу, чтобы он достиг сетки это спортивный навык, требующий пространственного восприятия.

Гимнастика и танцы также помогают развить чувство тела, лучшее понимание пространства и близости к объектам вокруг. Все подвижные игры, включая катание на лыжах, езду на велосипеде, плавание или просто бег по двору, помогают улучшить пространственное восприятие.

Комментарии (0)
Оставить комментарий