Недавние исследования показали, что в последние годы возросла вовлеченность родителей в спортивное развитие детей. Тенденция сама по себе отличная, только стоит обратить внимание, что возлагать большие надежды на ребенка можно, пока у него есть пристрастие к спорту. При этом родители не должны навязывать детям свои ожидания. Важно сохранять внимание к потребностям развития детского организма, чтобы максимизировать долгосрочный успех как в спорте, так и в жизни в целом.
Почему участие родителей влияет на спортивный результат ребенка?
Постановка цели, социальные навыки и понимание того, что значит быть частью команды – это лишь часть преимуществ, которые дают занятия спортом. Родители юных спортсменов знают это не понаслышке. Но чего родители могут не знать – насколько важна их роль в развитии юного спортсмена.
Существует ряд стратегий, которые родители могут использовать, чтобы помочь ребенку добиться успеха в юношеских видах спорта. Но само участие родителя может иметь решающее значение в трехсторонних отношениях между ребенком и тренером. В конечном итоге основой роли в этих отношениях является поддержка ребенка в его развитии, поощрение и помощь в преодолении разочарования, которое неизбежно возникнет.
Дети наблюдают за всем, что делают родители. Они видят их реакцию и будут моделировать свое поведение под них. Вот почему создание позитивной семейной культуры, включающей занятия спортом, жизненно важно.
7 самых частых ошибок родителей в детском спорте
Влияние родителей на ребенка важно для воспитания успешного спортсмена. Однако родители часто неосознанно допускают множество ошибок, негативно влияющих на детей.
Что это за ошибки? Как родители могут мешать ребенку в достижении своих целей?
- Чаще всего родители видят в ребенке собственные желания и ожидания. Потому дети воспринимают их повышенный интерес как давление, которое может вызывать стресс, а иногда приводит к тому, что дети бросают спорт. По этой причине родители, пытаясь стать поддержкой в стремлениях ребенка, неосознанно становятся вредителями и разрушителями его мечты. Следует принять спортивные способности детей и не возлагать на них нереалистичных ожиданий.
- Некоторые из родителей – сторонники давления и склонны опираться на него при выборе методов воспитания. Эта позиция в некоторой степени основана на представлении о том, что психологическая стойкость – важнейшая характеристика спортсменов высшего уровня.
Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что юные спортсмены, испытывающие давление как со стороны тренеров, так и от родителей, с большей вероятностью испытывают чрезмерную обеспокоенность проигрышами, сомневаются в своих действиях, занижают восприятие своих способностей.
- Еще одна причина родительского напора – подозрение, что ребенок может расслабиться в отсутствие дисциплины, если они не вмешаются и не «затянут гайки». Слишком сильный прессинг может стать источником разочарования и снизить спортивные результаты ребенка. Есть более безопасные и эффективные способы мотивировать его.
- Часто родители и тренеры имеют совершенно различные точки зрения на приоритеты. Тренер должен ставить команду на первое место, тогда как родители озабочены успехами своего ребенка. Чтобы умножить усилия, родителям и тренеру необходимо построить хорошие отношения для наилучшей поддержки ребенка. Это означает, что родителям необходимо понять видение тренера, принять во внимание его доводы, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
- Игра ради победы – важнейший аспект спорта. Никто не играет, чтобы проиграть. Победитель получает много: личное удовлетворение, общественное признание, награды, похвалы. Победа ценна сама по себе. Но многие спортсмены топ-уровня не согласятся с этим утверждением.
Установка на «победу любой ценой» дает человеку условия для оправдания неприемлемого поведения. Дети будут жаждать победу вместо того, чтобы стать хорошим товарищем по команде, или просто поступать по правилам. Победа важна, но если расставить все приоритеты с точки зрения ценностей, нужно учитывать, что можно потерять в результате компромисса.
- Чтобы научиться побеждать, сначала нужно уметь справляться с поражениями. Каждая неудача или ошибка, которую мы совершаем, любой результат ребенка в спорте – это обратная связь, сигнализирующая, что нужно действовать лучше. А, возможно, попробовать что-то другое. Но прежде хорошо бы уметь справляться с разочарованием, вызванным поражением. Так вырабатывается повышенная устойчивость или психологическая стойкость.
- У спортсменов, которых постоянно критикуют, больше шансов развить страх неудачи. Это оказывает пагубное влияние на их развитие, поскольку делает игру менее увлекательной, сводит выступления к демонстрации самых простых действий и замедляет творческие способности.
Следите за тревожными сигналами в своем поведении и действиях вашего ребенка, например:
- Ребенок избегает вас в конце игры.
- Ребенок больше сосредоточен поиском вас на трибуне, чем на игре.
- Фиксируйте тот момент, когда приписываете себе заслуги в спортивных способностях ребенка.
- Устная критика судей.
- Жалобы на тренеров.
Попытайтесь превратить в точку роста как разочарования и потери, так и победы. Когда придет поражение, не ищите оправданий, таких как некачественное оборудование, плохая работа тренера или предвзятость судьи. Помните, главная роль родителей юных спортсменов – способствовать благополучию и уверенности в своих детях. Такой подход приведет к появлению увлеченных детей со здоровым мышлением.