Какой он – последний год перед поступлением ребенка в школу? Скорее всего, он заполнен как приятными волнениями, так и множеством опасений и тревог. Между «еще целый год» до «остался один месяц» родителям нужно выяснить все уязвимые места в слуховой памяти ребенка, логическом/образном мышлении, связи «мозг-рука» и т.д.
Почему это важно? Потому, что с первого же школьного дня ребенок встретится с массой трудностей, забот и обязанностей:
- одеваться без помощи взрослых;
- четко формулировать;
- понимать то, что ему говорит учитель;
- уметь сосредоточенно сидеть в течение 45 минут;
и другими.
Для успешной учёбы дети прикладывают огромные волевые усилия. Непроизвольное внимание появляется у ребенка еще в самом раннем возрасте. А вот произвольное возникает только когда малыш специально сосредоточивается на чём-либо. Дошкольникам трудно уметь себя организовать, поэтому для привлечения внимание воспитатели прибегают к внезапным действиям: хлопают в ладоши, ударяют в бубен, звонят в колокольчик, приглашают в гости «сказочных персонажей».
Долго удерживать произвольное внимание тяжело даже взрослому, не говоря уже о детях. Процесс школьного обучения требует от детей как раз произвольного внимания, которое необходимо тренировать.
Год перед школой. Игры, тренирующие внимание
1. Вспоминай-ка
Расположите на столе от 10 до 15 картинок с предметами, которые ребенок хорошо знает. Дайте ему внимательно рассмотреть изображения, накройте непроницаемой тканью и попросите назвать то, что запомнил. Так тренируют кратковременную память.
Если шестилетка назовет 6-7 предметов – это неплохой результат. Уберите ткань с изображений, попросите показать предметы, которые он не смог вспомнить. Последовательно через 10 минут и 1 час снова предложите перечислить все, что скрыто под тканью на столе. Таким образом ребенок развивает долговременную память.
2. Что изменилось?
Понадобятся игрушки или предметы в количестве 5-8 штук. Разместите их на столе, предложите ребенку запомнить увиденное. Далее по условию игры он должен отвернуться, а вам нужно убрать/ добавить/ заменить/поменять местами. Задача игрока – определить, что изменилось.
3. Пересказ
Придумайте короткий сюжет, который состоит из 5-6 фраз, к примеру: «Девочка проснулась утром, умылась, оделась, и пошла в садик. В саду она играла с детьми, занималась, гуляла, ела и спала. Вечером ее забрал папа и они пошли к маме на работу. Вечером все вместе поехали в цирк. Там они увидели клоуна, слонов и гимнастов». Попросите ребенка воспроизвести вашу историю. Не беда, если ему будет трудно повторить все с первого раза.
4. Прочитали – спросили
Прочтите ребенку вслух отрывок сказки или рассказа, закройте книжку и спросите: «Расскажи, о чем мы прочитали?» Пусть он своими словами попробует пересказать то, что услышал. Не удивляйтесь, первое время ребенок будет с трудом подбирать слова, помогите ему, подбодрите. Не заставляйте называть каждую деталь – это ему утомительно и неинтересно. Чтобы малыш легче вспоминал, можно помочь наводящими вопросами: кто достался в наследство маркизу Карабасу? Как он помог разбогатеть маркизу? В кого превратился Людоед? и т.д.
Дорогие родители, помните, что важна еще и физическая подготовка к школе. В первый школьный год иммунитет ребенка будет серьезно перегружен, для малыша это большое испытание. Поэтому лучшее, что можно успеть за год до школы – укреплять здоровье детей: делайте зарядку, правильно питайтесь, катайтесь на велосипеде, плавайте в реке. Движение и свежий воздух в этом деле лучшие помощники.