8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Франчайзинг. Почему это эффективно?

Франчайзинг. Почему это эффективно?

Все мы знаем, что такое франчайзинг, а многие даже пользуются его продуктами или услугами. Любимый нашими детьми «Макдональдс»... ну ладно, не только детьми:) — тому подтверждение. Однако не многие из нас задумывались об эффективности именно такой формы бизнеса.

И знаете почему? Внешне франчайзинг не выглядит чем-то крутым. Ну подумаешь, ресторан «Макдональдс»... он там что-то себе зарабатывает. А вот недавно был открыт крутой ресторан ZZZ, туда стоит очередь, и владельцы зарабатывают кучу денег.

Все это прекрасно, но в данном анализе отсутствует одна маленькая и весьма нелюбимая начинающими предпринимателями вещь — анализ рисков. Тот же «Макдональдс», открывшись, даёт возможность владельцу каждый месяц зарабатывать деньги. А крутых ресторанов ZZZ было открыто за год 50. Из них 45 разорились в ноль. Как говорится, почувствуйте разницу!

Поэтому сегодня говорим об эффективности франчайзингового бизнеса, разбирая его по косточкам со всех сторон.

Критерии эффективности франчайзинга

1. Размер имеет значение! Вы можете открыть бизнес любого размера. С первоначальными вложениями буквально от 500$ и до бесконечности. Можно ли с нуля открыть обычный бизнес, вложив в него всего 500$, — вопрос риторический, особенно если речь идет про то, чтобы не просто открыться, а ещё и получать прибыль.

2. Бренд и доверие. Их создаём не мы, это заслуга самой сетевой компании. Возможно, ей на это понадобилось много времени и ещё больше денег. Мы этого не видим. Возможно, десятки других сетевых компаний, пытавшихся создать франшизу, давно разорились. Зато то, что уже создано, вызывает доверие как у нас, так и у наших будущих клиентов. Не тратя годы жизни, мы сразу же забираем частичку зарекомендовавшего себя бренда и начинаем на нём зарабатывать.

3. Легкая адаптация. Продавая франшизу, сетевая компания распространяет её на весь мир или отдельные страны, считая, что бизнес легко сможет приспособиться под местные традиции и законодательство. Понятно, что в России никому не нужен частный детский сад, открытый по франшизе иранской компании, где обучение ведется на персидском языке. Зато отличным спросом будет пользоваться аналогичная франшиза с русским и английским языками обучения.

4. Риски открытия бизнеса (выше мы на них уже останавливались). В современной рыночной экономике в первый год разоряется примерно 80—90% новых малых бизнесов. А за второй год — ещё половина от оставшихся.

Однако, когда мы говорим о предпринимателях, приобретающих франшизу, картина меняется радикальным образом: в среднем прогорают лишь 20—30% её покупателей. При этом не за первый год, а за несколько лет.

Но и это ещё не все! Нужно внимательно смотреть на ситуацию в разрезе. Если речь заходит о покупке известных (а не только что появившихся на рынке франшиз), то процент разорения становится минимальным.

5. Сильное отличие. Чтобы быть успешным, бизнес должен иметь конкурентные преимущества. Если на одной улице открыты три итальянских ресторана, делающих пиццу на открытом огне, то конкурировать между собой им достаточно сложно. Крупная сетевая компания никогда не стала бы крупной, если бы делало нечто, мало выделяющее её среди конкурентов. Поэтому чем больше заведений открыто по франшизе, тем больше уверенности, что этот бизнес действительно имеет свои отличительные черты.

6. Чёткое описание бизнес-процессов. Молодому предпринимателю нужно не только купить франшизу. Ну, купил он её, дальше-то что с ней делать? Особенно если человек не сильно разбирается в бизнесе, а просто хочет вложить деньги (кстати, для этого как раз франшизы и приобретаются).

Поэтому хорошая франчайзинговая компания всегда предоставляет полный пакет чётко задокументированных решений. В нём даются ответы по всем вопросам будущей деятельности, начиная от открытия, юридического сопровождения и заканчивая подбором персонала, системой продвижения, мотивации и проверок. То есть пропадает необходимость с нуля изобретать колесо. Достаточно делать всё так, как делают другие успешные предприниматели, доказавшие свою успешность не виртуально, а реальной прибылью.

7. Стоимость капитала. Если у вас есть вся сумма для открытия бизнеса по франшизе — это одно. Но когда часть денег нужно занять, без разницы — у друзей или банка, ситуация становится совсем другой. Первый вопрос, который крутится в голове ваших друзей и работника кредитного отдела: «А что если бизнес у него не пойдёт, он разорится и не сможет вернуть деньги?»

Вопрос закономерный. И, как мы знаем, процентные ставки для малого бизнеса крайне высоки именно по этой причине. То есть крупный бизнес, доказавший свою эффективность, часто кредитуется в разы дешевле.

Когда берётся кредит на покупку франшизы, кредитный отдел изучает уже не только вас, но и в первую очередь саму сетевую компанию, а также эффективность работы других франчайзи. И если банк видит, что всё идёт именно так, как и в принесённом вами бизнес-плане, то его риски сильно снижаются, а значит, вы получите кредит по гораздо более низкой процентной ставке.

8. Эффективность связи. Франчайзинговая компания заинтересована не меньше вас в получении вами хорошей прибыли. Почему? Думаю, вы уже знаете ответ на вопрос. Чем больше ее франчайзи получают прибыли, тем больше желающих приобрести франшизу. И тем больше зарабатывает сама сетевая компания!

Но эффект сетки не только в этом. Представим, что есть 50 предпринимателей, каждый из которых приобрёл франшизу и делает фактически одно и то же в своём городе или регионе. Часть этих людей (ну ладно, не часть, а большинство) действуют по накатанной. То есть делают только то, что прописано в документах, получают прибыль и не парятся:).

Но другая часть, у кого предпринимательская жилка посильнее, ищет, каким образом можно дополнительно улучшить уже существующие бизнес-процессы. И очень часто находит! Ведь этих предпринимателей в любом случае больше, чем сотрудников сетевой компании.

Находя новое эффективное решение той или иной проблемы, они присылают предложения своей материнской франчайзинговой компании. Её сотрудники анализируют возможные нововведения, в том числе с учётом собранной статистики по всем 50 филиалам. И если предложение признаётся перспективным, запускают его в работу. То есть франчайзи, вообще не думающий о нововведениях, постоянно получает от сетевой компании информацию о возможных улучшениях.

 Что в итоге?

Мы перечислили восемь основных пунктов (на самом деле их можно набрать добрый десяток), которые дают ответ на вопрос «почему же франчайзинг является настолько эффективным по сравнению с открытием бизнеса с нуля?».

Благодаря этому в России постоянно растёт спрос на покупку различных франшиз. Особенно это стало актуальным в связи с падением доходов от банковских вкладов, когда ставка процента опустилась до самого минимального за всё время уровня.

Главное, что нужно помнить: при покупке франшизы ориентируйтесь на хорошо зарекомендовавший себя бренд, имеющий большое количество открытых филиалов (франчайзи). Покупка франшизы никому не известной сетевой компании, которая только что вышла на рынок, несёт в себе все основные риски.

Комментарии (0)
Оставить комментарий