Чтобы научить ребенка правильно держать ножницы, нужны время и практика. Если дети не тренируются с ножницами дома, они знакомятся с техникой разрезания в детском саду. Но научив ребенка этому важному навыку, вы даете ему преимущество лучшей подготовки к выполнению всех творческих проектов. Читайте о безопасных и простых способах знакомства маленьких детей с занятиями по резке.
Этапы подготовки
Чем меньше детские руки, тем труднее малышу разрезать бумагу. Вот почему ребенок способен заниматься этим не раньше, чем ему исполнится два года. Но перво-наперво необходимо освоить навыки сжимания-разжимания. Они формируются в игре.
Разрыв бумаги – отличный способ выработать технику сжатия и разжатия. Попросите ребенка использовать только кончики пальцев. Если это сложно, помогите, сделайте небольшой надрыв, затем предложите ему завершить. Разрывание учит детей скоординированному использованию двух рук вместе. Эти действия помогают подготовиться к успешному удержанию ножниц:
- разрывать полоски бумаги на небольшие квадраты, чтобы сделать «салат» для кукол;
- рвать папиросную или крепированную бумагу, формировать маленькие шарики;
- отрывать от ватных шариков более мелкие кусочки (в дальнейшем можно сделать из них поделку-картину).
Захват и сжатие – укрепляют силу рук и пальцев. Подборка занятий на развитие мелкой моторики:
- нажимать на прищепку;
- лопать пузыри пупырчатой пленки;
- надавливать на небольшие части мокрой поролоновой губки, чтобы отжать воду;
- брать и опускать монеты в банку, чередовать с пуговицами и игровыми фишками;
- играть с пинцетом (захват крупинок, бусин, маленьких мягких шариков).
Кухонные щипцы помогут освоить принцип работы с ножницами. Это отличный способ помочь ребенку попрактиковаться в движениях рук, необходимых для навыков резки.
Далее следует обзавестись правильными ножницами. Они должны быть непременно детскими, облегченными, с закругленными концами и эргономичными отверстиями для пальцев. Для левшей следует купить специальный инструмент для леворуких. Это очень важно, потому что ребенку-левше трудно увидеть, что он режет, если используются стандартные ножницы. Дело в том, что когда лезвия разжимаются, они закрывают или блокируют линию, которую нужно разрезать.
Кстати, правильный ножничный захват предотвращает усталость и разочарование от занятия у детей.
Покажите, как держать ножницы
- Убедитесь, что ребенок держит бумагу и ножницы (доминирующей рукой) одновременно. Если доминирующая рука еще не выявлена, пусть попробует взять ножницы и левой и правой рукой. Главное, не брать ножницы без разрешения, не бегать с ними.
- Попросите ребенка держать большой палец вверху, в маленьком отверстии, чтобы рука была в правильном положении для удержания ножниц. Указательный и средний палец снизу – в большом отверстии. Мизинец и безымянный палец спрятать в ладошку.
- Правила техники безопасности работы с ножницами гласят, что всегда следует держать инструмент от себя, а не к себе, не вырезать на ходу и не подходить к другим во время работы.
- Соломинки, пластилин и тонкие полоски бумаги отлично подходят для разрезания. Как только ребенок научится делать один разрез, бумагу можно подобрать пошире, чтобы он научился делать два и больше разреза. Прежде чем ребенок будет готов резать по линии, он должен освоить навык сжатия/разжатия и перемещения ножниц вперед.
- Дети имеют тенденцию поворачивать запястья и разводить локти во время резки. Это затрудняет эффективность разрезания. Чтобы научить прижимать локти к телу, дайте ребенку под мышку папку и предложите держать ее в процессе работы с ножницами.
- Дальше задачи усложняются. Вырезаем по линиям – прямым, косым, волнистым.
- Учимся вырезать фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.
- По мере того, как ребенок будет владеть ножницами, он начнет держать бумагу кончиками пальцев, а не всей рукой.
- Может показаться очевидным, но необходимо убедиться, что ребенок смотрит на то, что режет. Иногда дети не обращают визуального внимания на это занятие. Взрослый направляет руку, ребенок совершает какие-то движения и не проявляет никакого интереса. Возможно, он просто не готов к этому, и ему нужно поработать над навыками мелкой моторики.
Ребенок готов пользоваться ножницами, когда:
- Мышцы рук и запястий полностью развиты.
- Используются большой, указательный и средний пальцы отдельно, без применения безымянного и мизинца.
- Проявились доминирующая и вспомогательная руки. Предпочтительная рука работает ножницами, а другая удерживает бумагу.
- Появился интерес к наблюдению за тем, как дети старшего возраста занимаются с ножницами.
Как мотивировать детей, которые не хотят пользоваться ножницами?
К сожалению, некоторым детям трудно использовать ножницы, поэтому они избегают занятий по вырезанию. У таких малышей часто обнаруживаются проблемы с мелкой моторикой в целом. Вот несколько нестандартных идей, которые помогут развить силу рук и контроль действий при пользовании ножницами.
Возможно, вы и не подозревали о том, что на кухне можно найти массу съедобного материала для практики разрезания ножницами. Главное, убедиться, что инструмент чистый. Детям наверняка понравится использовать:
- стручки бобовых, попутно изучая строение плодов;
- петрушку, лук и травы – их не только интересно резать, они могут доставить удивительные сенсорные впечатления;
- ломтики сыра;
- тонкие куски хлеба;
- дольки яблока, огурца, арбуза и т.д.
Что можно и нельзя резать ножницами
Предоставление ребенку большого количества различных материалов для вырезания отлично мотивирует, но нужно ограничить использование ножниц в целях безопасности. Дайте детям понять, что волосы и одежду, ни в коем случае нельзя стричь и разрезать.
Научить детей правильно держать ножницы – важный этап, который поможет в повседневной жизни. Немного практики – и дошкольники смогут владеть инструментом как профессионалы. Ведь чем чаще дети режут бумагу, тем крепче будет опыт. Если вы сделаете ножницы доступными, это побудит использовать их чаще. По мере того, как малыши осваивают важный навык, они не только обретают независимость в творческих задачах, но и закладывают надежную основу для навыков письма и рисования.