В последнее время ярлык гиперактивности принято вешать на всех непоседливых и шустрых малышей. На самом деле далеко не каждый подвижный, энергичный и шаловливый дошкольник — гиперактивный. Гиперактивность — это неврологический диагноз, который ставит только врач и только после наблюдения в динамике. Медикаментозное, физиотерапевтическое лечение в этом случае назначается индивидуально, а вот комплекс режимных и воспитательных рекомендаций одинаков для всех гиперактивных деток.
Как успокоить гиперактивного ребенка
Сразу скажем, что принудительно успокоить гиперактивного ребенка невозможно. Проще и эффективнее последовательно, методично предотвращать перевозбуждение нервной системы:
- организовать и соблюдать четкий режим дня,
- обеспечить физическую активность и длительные прогулки, на которых можно дать выход накопившейся энергии,
- как можно дольше сохранять дневной сон,
- облегчать переход ко сну расслабляющими процедурами,
- разработать систему поощрений,
- обустроить «тихое место» для спокойных игр и занятий.
Ребенку с гиперактивностью успокаиваться труднее, чем любому другому. Для перехода от бодрствования ко сну ему нужно больше времени, поэтому постарайтесь избегать эмоциональных взрывов и ярких впечатлений за 2-3 часа до сна. Расслабиться и снять напряжение хорошо помогают наработанные ассоциации и ритуалы: купание или умывание перед сном, чтение, рассматривание картинок, прослушивание аудиокниг, укладывание любимой игрушки, включение ночника. Сценарий подготовки к отдыху желательно сохранять в будни и выходные, в гостях, в отпуске.
Чтобы не провоцировать перевозбуждение, давайте ребенку максимум свободы в мелочах. Игнорируйте мелкие нарушения и шалости. Малыши с гиперактивностью слабо восприимчивы к наказаниям, поэтому делайте замечания и устанавливайте ограничения только для принципиально важных вещей. Если нужно предостеречь — сделайте предупреждение, подробно объясните последствия непослушания. И будьте последовательны, пообещали — накажите. Насколько гиперактивные дети равнодушны к замечаниям, настолько чутко они воспринимают одобрение: хвалите за достижения, поощряйте хорошо выполненные задания.
Когда идти к врачу
Есть определенный комплекс особенностей поведения, который должен насторожить:
- Бесцельная, непродуктивная двигательная активность.
- Беспокойные неконтролируемые движения рук, ног, пальцев.
- Разговоры без умолку, иногда без смысла и цели.
- Неусидчивость, которая проявляется везде, даже на интересных мероприятиях (в театре, в цирке, при просмотре мультфильмов),
- Постоянная потребность во внимании и контакте, например, когда ребенок беспрестанно дергает других детей во время занятий, перебивает взрослых, задает вопросы, не слушая ответов.
Если эти симптомы вы наблюдаете в течение последних 6 месяцев, и подобное поведение замечают педагоги в детском саду, имеет смысл проконсультироваться с доктором. Правда, на основании одних только поведенческих особенностей диагноз не ставится. Скорей всего, потребуется ряд дополнительных диагностических исследований. Но если гиперактивность подтвердится, помимо рекомендованной медикаментозной терапии, воспользуйтесь нашими советами для родителей гиперактивных детей. Они основаны на многолетнем опыте педагогов и психологов, опробованы сотнями семей и работают, действительно работают.