8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Правила этикета – с какого возраста

Правила этикета – с какого возраста

«Манеры – это чуткое понимание чувств других. Если у человека есть это осознание – у него хорошие манеры, независимо от того, какую вилку он использует» © Эмили Пост. Автор цитаты была весьма проницательна и знала, что этикет – это нечто большее.

Примерно к полутора годам ребенок начинает понимать, что другие люди испытывают те же чувства, что и он, поэтому можно начинать обучение детей правилам этикета. Говоря откровенно, это легче сказать, чем сделать. Тем более, что невежливость ребенка не всегда преднамеренна. Иногда дети не понимают, что нехорошо перебивать, ковырять в носу или громко говорить что-то о внешности незнакомца. В других случаях им просто нужно напоминание или помощь в управлении своим поведением.

Мальчик сидит за столом, держит в руках вилку и ложку

В суете повседневной жизни родителям трудно сосредоточиться на воспитании хороших манер. Но если последовательно закреплять эти правила, вырастет вдумчивый и вежливый ребенок.

Правила этикета для детей

Возраст 1-2 года

  • Время, когда дети запоминают большой массив слов. Они часто копируют то, что слышат. На этом этапе можно начать учить малышей манерам, вводя слова: «привет», «пока», «спасибо», «пожалуйста», «извини». Часто они произносятся в неподходящий момент, что добавляет много очаровательных сцен. Главное, мягко поправляйте карапузов, показывая, как вы цените их попытки.
  • Поначалу малыши могут не до конца понимать значение слов, но будут чувствовать, как они важны для вас. Таким образом, формирование привычки использовать «волшебные слова» – значимый первый шаг в обучении детей вежливости.
  • Приблизительно к 2 годам ребенок начинает осознавать концепцию обмена и очередности, хотя не всегда будет получать удовольствие от этого. Поощряйте малыша делиться с друзьями игрушками, давая ему две одинаковые.

Возраст 3-5 лет

  • К 3 годам ребенок может есть ложкой, вилкой, сидеть за столом в течение 15–20 минут и вытирать рот салфеткой. Поощряйте его пользоваться своей посудой, не позволяйте капризничать за столом, говорите: «Если больше не хочешь есть, пожалуйста, скажи «спасибо» и встань из-за стола».
  • Жевать с закрытым ртом – базовый навык, который довольно сложно привить позже, поэтому чем раньше начнете, тем лучше. Проследите, чтобы ложка/вилка наполнялась маленькими порциями для комфортного пережевывания.
  • К этому возрасту дети понимают, что хорошо, а что плохо, они прекрасно осознают, когда кого-то обидели. Объясните им, что простое искреннее «извините» поможет облегчить ситуацию и избежать конфликта.

Возраст 5-6 лет

  • У детей этого возраста есть бесконечное количество вопросов, которые нужно срочно задать. Важно, чтобы они понимали: нельзя просто так влезать в разговор другого человека. Иногда ребенку необходимо будет прервать вас: например, возникла какая-то чрезвычайная ситуация. Следует его научить, что фраза «извините» – самый вежливый способ вклиниться в разговор.
  • Еще одна важная манера поведения за столом, с которой нужно познакомить в этом возрасте: не тянуться за блюдом через весь стол. Вместо этого можно попросить передать тарелку – это не только ограничит возможность ударов локтями и столкновения с кем-либо, но и снижает вероятность опрокидывания еды.
  • Следующий ключевой способ поведения за столом – держать салфетку под рукой. Научите ребенка пользоваться ею, а не рукавом, чтобы вытирать рот, когда это необходимо.
  • Двери предназначены для уединения, поэтому, если дверь закрыта – следует постучать, прежде чем войти. Но мало постучать и ворваться: следующий шаг – дождаться ответа, прежде чем войти.
  • Дошкольники, как правило, мастерски выдают неуместные комментарии. Однако вы должны объяснить ребенку фундаментальное правило – не комментировать физические характеристики других людей.
  • Смотреть людям в глаза, когда разговариваете с ними – хороший способ проявить уважение. Научите ребенка поддерживать зрительный контакт во время разговора. Совет: попросите ребенка рассмотреть цвет глаз у человека, с которым он разговаривает.

Создавайте и расширяйте свои домашние правила этикета для детей дошкольного возраста, пока они не станут второй натурой вашего ребенка. Не ждите, пока ему исполнится 7 лет, чтобы начать их применять за обеденным столом.

Взрослым кажется очевидным, что нельзя чихать, не прикрыв рот, или класть ноги на обеденный стол. Но дети могут не знать, не понимать этого, если им об этом прямо не скажут. Не нужно стыдить или смущать их, просто дайте точно знать, чего вы от них ожидаете. Адаптируйте свои ожидания относительно возраста и уровня развития вашего ребенка.

Комментарии (0)
Оставить комментарий