8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Как развить критическое мышление у детей?

Как развить критическое мышление у детей?

Навыки критического мышления мы используем каждый день. Они помогают понимать последствия наших действий и разбираться с проблемами. От планирования наилучшего маршрута до определения нестыковок в аргументации собеседника – это важные soft skills. По сути, развитое критическое мышление ребенка позволяет ему принимать правильные и обоснованные решения.

В современном быстро меняющемся мире легко делать поспешные суждения на основе непроверенной информации. Однако навыки критического мышления позволяют не спеша рассмотреть все варианты и сформулировать собственное мнение. Это важно как для личного, так и для профессионального успеха. 

Как развить критическое мышление у детей?

Как развить критическое мышление у детей?

  • Поощряйте детей к дискуссиям на самые разные темы

Ребенку необходимо знать: взрослым интересно то, что он говорит. Для развития критических способностей малышей очень важно принимать их мысли о мире. При этом разрушать мировоззрение детей было бы серьезной ошибкой. Если ребенок уверен в существовании инопланетян, а родители смеются над его аргументами, желание снова участвовать в таких обсуждениях у него больше не появится.

Когда дети спорят и высказывают свое мнение – это стимулирует их мозг, что создает целый ряд связей, улучшающих когнитивные и эмоциональные показатели. Удовольствие от дискуссии, от того, что взрослым интересны их идеи, высвобождает приток нейротрансмиттеров, которые способствуют развитию мозга детей. Атмосфера доброты и доброжелательности, в которой ребенок чувствует себя услышанным, формирует новые нейронные связи и развивает интеллект. 

  • Научите ребенка понимать разницу между мнением, аргументом и доказательством

Мнение – это выражение идеи, которая сама по себе не является ни истинной, ни ложной. 

Аргумент – попытка убедить других, предлагая свое видение ситуации (часто используется во время спора).

Доказательство – факты, которые используют, чтобы доказать свою точку зрения в споре. 

  • Повышайте самооценку детей

Прежде чем дети смогут научиться анализировать и критиковать, им необходимо иметь четкое представление о себе. Их способность подвергать сомнению внешние источники информации зависит от чувства собственного достоинства. 

Термины «уверенность в себе» и «самооценка» часто используются как синонимы, однако между ними есть разница. Обладание высокой самооценкой всегда подкрепляется уверенностью в себе. Самоуважение опирается на самооценку, несмотря на имеющиеся слабости и неудачи. Это, своего рода, умение распознавать сильные и слабые стороны, такой реалистичный взгляд на самих себя.

Важно: дети должны чувствовать и понимать, что любовь родителей никогда не будет зависеть от их поступков, успехов или неудач. 

  • Помогите детям научиться спокойно выражать свои чувства

Развитие критических способностей детей будет ограничено, если они не научатся управлять своими эмоциями. Эта способность оказывает двойное конструктивное влияние на развитие критических способностей детей. Она позволяет детям обуздать свои эмоции для лучшей концентрации, что важно как для когнитивного развития в целом, так и для улучшения логических навыков.

Управление эмоциями также позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, убеждать других. Ребенок узнает, что, управляя своими эмоциями, он может оказывать влияние на сверстников, добиваться понимания и даже стать объектом для подражание. Таким образом, самооценка будет прогрессировать, что также позволит ребенку отстаивать свою точку зрения в спорах. 

Прежде всего, родители не должны пытаться подавить эмоции ребенка. Эмоции – это то, что дает детям жизненную энергию, желание проявлять самообладание. Эмоции являются психологическим двигателем познания.

Совет: как научить детей управлять своими эмоциями?

Дети учатся у нас. Когда мы кричим, они тоже будут кричать. Когда мы говорим уважительно, они осваивают навыки тактичного разговора. Каждый раз, когда взрослые контролируют свои эмоции в присутствии детей, малыши тренируются в регулировании своих собственных переживаний.

Даже детям старшего возраста необходимо чувствовать связь с родителями, чтобы управлять эмоциями. Когда дети осознают свою нужность и важность – становятся более готовыми к сотрудничеству, их чувство собственного достоинства нейтрализует плохие поведенческие черты.

  • Укажите на множество различных методов, доступных для решения конкретной проблемы

Например, увидев разнообразие методов решения математической задачи, дети могут оценивать различные когнитивные стратегии. К примеру, есть несколько способов 

умножить 6х3:

  • сложить 6+6+6;
  • посчитать, что 6 x 2 = 12, а затем прибавить еще шесть и получить 18;
  • вспомнить ответ из таблицы умножения: 18;
  • нарисовать сетку размером 6 на 3 единицы, затем посчитать, сколько в ней ячеек.

Это постепенно откроет для ребенка мир рассуждений. Он начнет уделять больше внимания анализу, вместо того, чтобы сосредотачиваться только на правильных ответах. 

  • Важной частью поддержки развития навыков критического мышления является поощрение детей к риску

Родителям следует остерегаться чрезмерной критики, когда дети совершают ошибки. Их следует поощрять и поддерживать, а не критиковать. Ошибка должна стать для ребенка не источником стыда, а возможностью учиться и расти. 

Рассмотрим для примера случай на прогулке в парке. Воспитатель показал на тополь и задал группе детей вопрос: «Кто из вас знает, как называется это дерево?». Саша, заядлый любитель книг о природе, знает ответ, отчаянно хочет его высказать, но боится ошибиться на глазах у всех, и в результате хранит молчание.

Лена колеблется. Когда она вспоминает то, что рассказывала ей бабушка, на ум приходят несколько названий: осина, тополь и кипарис. Наконец, через несколько секунд, уже не в силах сдерживать себя, она выпаливает: «Тополь!»

В этой ситуации мы видим два разных отношения:

  • Саша предпочел промолчать, чем рискнуть дать неправильный ответ. Он связывает ошибки с чем-то негативным, что может вызвать неодобрение или привести к насмешкам и даже наказанию. 
  • Лена, скорее рискнет ошибиться, чем промолчит. Из этого можно сделать вывод, что она не стыдится ошибок, ее желание попробовать и азарт от риска перевешивают недостатки ошибки.
  • Чего следует избегать при развитии критического мышления у детей дошкольного возраста

Не опекайте чрезмерно. Это не только мешает детям развиваться, но и посылает негативный сигнал: они недостойны доверия.

Не критикуйте постоянно. Если взрослые показывают, что недовольны поведением ребенка, даже когда он старается изо всех сил, малыш впадет в уныние. 

Если дети не ведут себя должным образом, подчеркните, что должно измениться их поведение, а не личность.

Никогда не умаляйте достоинство ребенка – это оказывает большое влияние на его самооценку. 

Покажите, что заинтересованы в том, что делает ребенок. Не игнорируйте его. Помните, для него родители – центр вселенной. 

Не сравнивайте ребенка с братьями, сестрами или другими детьми его возраста («Даже твоя трехлетняя сестра может это сделать!»).

Критическое мышление требует настойчивости и практики. Это навык, который дети должны развивать как можно раньше, а родители и воспитатели играют важную роль в этом процессе. Sun School всегда поддерживает диалог между детским садом и семьей, а в развитии малышей специалисты применяют технологии бережливого интеллекта. Таким образом, нахождение в дружественной среде, основанной на сопереживании, уважении и доверии способствует развитию навыков критического мышления у детей.

Комментарии (0)
Оставить комментарий