Возможно, вы слышали поговорку: «Перед тем как осуждать или критиковать человека, следует пройти милю в его ботинках». Она посвящена эмпатии – способности понимать, чувствовать и разделять чувства других.
Существует два основных типа эмпатии:
- Эмоциональная – способность чувствовать чужие эмоции, испытывать сострадание.
- Когнитивная – распознавание эмоций других и понимание, почему они чувствуют себя определенным образом. К примеру, замечать хмурое выражение лица друга и понимать, что он, наверное, злится.
Развить эмпатию у ребенка можно, как любой другой навык. Но поскольку когнитивные способности и жизненный опыт развиваются со временем, подходы зависят от возраста детей.
С рождения до 12 месяцев
С самых первых дней у младенцев есть потребность доверять другим и чувствовать себя в безопасности. В первые три месяца малыши начинают узнавать родителей, реагируя на голос и прикосновения улыбками. Постоянное активное взаимодействие с младенцем, будь то разговор, чтение, пение, поглаживание или быстрое реагирование на его потребности – позволяет ребенку понять, что он важен и любим.
Успокаивая плачущего ребенка, вы учите его заботе, которую он будет проявлять со временем. Первый год жизни имеет решающее значение: ваше выражение лица, тон и взаимодействия с другими людьми обучают малыша чувствам.
1–3 года
В этом возрасте малыши крайне чувствительны к эмоциям, что помогает им лучше понять себя и окружающих людей. Если ребенок имитирует эмоциональное состояние других – например, плачет, когда рядом ревет малыш, — это признак хорошей эмпатии. Хотя маленькому ребенку бывает трудно совладать с агрессивными эмоциями, он также может выражать заботу и утешать других. Главное, давать определение чувствам и хвалить детей за внимательность. Например: «Какой ты молодец, что предложил игрушку Милане. Она грустила, а сейчас довольная». Поощряйте умение сопереживать в ролевых играх: «Плюшевый мишка проголодался. Можешь покормить его из ложечки? Ты заботливая девочка, смотри, как мишка тебя благодарит».
3–5 лет
У ребенка растет способность сопереживать. Формируются навыки слушания, реагирования на чувства других, дружеские отношения.
Чтобы помочь дошкольнику развить эмпатию, проявить доброту – задавайте открытые вопросы. Например: «Смотри, у Игоря сломалась игрушка, он грустит. Как мы можем ему помочь?» Самое главное, будьте образцом сочувствия: обнимите, спокойно выслушайте, дайте малышу понять, что вы переживаете, когда он расстроен.
Как развить эмпатию у ребенка
- Создайте «климат» для проявления сочувствия
Всей семьей сосредоточьтесь на совместной работе по созданию «климата», который поощряет детей к сочувствию. Когда родители говорят о своих собственных чувствах и различают эмоции детей – они создают пространство для сопереживания. Вот несколько примеров того, как это может выглядеть:
«Мне так понравилось, когда наш папа помыл посуду после ужина. Он понял, что я устала, и даже рассказал анекдот, чтобы развеселить меня».
«Какой ты терпеливый ребенок! У меня было много работы, поэтому я не могла поиграть с тобой, малыш».
«Я переживала, что ты испугаешься, когда мы пошли к врачу на прививку. Но ты был такой смелый, даже успокоил меня, чтобы я не волновалась».
- Соединяйте чувства и поведение
Говоря о чувствах, связывайте их с действиями, чтобы дети понимали причину и следствие. Например: «Макс расстроен, потому что Юля взяла его игрушку. Как помочь Максу и поднять ему настроение?»
Учить детей причинно-следственным связям можно и с помощью чтения книг. Поговорите с детьми о мыслях, чувствах и поведении героев. Соедините эти сценарии с собственным опытом ребенка. Например, если персонаж скучает по своим родителям, свяжите это чувство с похожим моментом у ребенка.
- Играйте в эмоциональные шарады
Обучение эмоциям через игру – важный способ развития эмпатии у детей. Игры и занятия помогут ребятам выучить невербальный язык, чтобы выражать и понимать сложные чувства. По очереди с ребенком изображайте разные эмоции и угадывайте, какое чувство передается.
- Используйте картинки
Наглядные материалы – еще один отличный способ. Если ребенку трудно распознавать и обозначать эмоции, вырежьте из журналов или распечатайте картинки из Интернета, на которых изображены грустные, сердитые или счастливые лица. Можно работать и с более сложными эмоциями, такими как: страх, смущение, разочарование и т. д.
Обсуждая, что чувствуют люди на фотографиях, спросите детей о случаях, когда они чувствовали то же самое.
- Практикуйте сочувствие, а не извинения
Бессмысленно просить маленьких детей извиниться, если они не способны к сопереживанию. Лучше помогите ребенку сосредоточиться на проблеме. Вы можете сказать: «Посмотри, как расстроена Эля. Ей грустно, потому что ты забрал игрушку, с которой она играла. Давай вернем ее, чтобы она перестала грустить». Это также помогает ребенку установить связь между своими действиями и реакцией другого человека.
- Подавайте пример
Дети по-настоящему начнут понимать, что такое эмпатия, только когда испытают ее на себе. Покажите им, что вы проникаетесь их чувствами, разделяете боль и радость. Когда малыш узнает, каково это, когда протягивают руку помощи, он с большей вероятностью сделает то же самое для других. Пусть ребенок увидит, как вы проявляете сочувствие и доброту по отношению к незнакомым людям. Расскажите ему, почему хотите помочь.
Развить эмпатию у ребенка автоматически не получится. Это сложный навык, и на его формирование может уйти много лет. Когда ребенок чувствует, что его принимают и понимают, он учится одобрять и чувствовать других. Присутствуйте рядом с ребенком, не отвлекаясь на экраны телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов. Ведь когда мы сопереживаем, мы видим мир глазами другого человека.