Самый большой страх родителей заключается в том, что если детям будет грозить опасность – они не смогут их защитить. Однако следует реалистично оценивать все риски и помещать эти страхи в контекст: пропажи детей случаются довольно редко, особенно в сравнении с дорожно-транспортными происшествиями.
Мы же принимаем как данность, что детей нужно обучать правилам дорожного движения. Вопросы личной неприкосновенности не менее важны. Нужно учить ребенка критически относиться к новым знакомствам, заботиться о себе, так же как умываться и чистить зубы. Причем, тактика запугивания не так эффективна, как позитивные разговоры о безопасности, она может сделать детей излишне тревожными, и заставит самых чувствительных бояться лишний раз выходить на улицу.
Как рассказать ребенку о безопасности
Восприятие ребенком информации о безопасности, зависит от разных составляющих: возраста, контакта с родителями и контекста. Родители, чаще из самых добрых намерений, демонстрируют ребенку недопустимые кадры, чтобы он наверняка уяснил важные правила самозащиты. Хотя такую подачу материала даже взрослым тяжело принять.
Не нужно дошкольника, который посмотрел сюжет о пожаре, пугать, что это может произойти и с ним, если будет баловаться со спичками. Лучше спокойно объясните, что случилось, и как это предотвратить. Другая крайность: родители, оберегая детей, отмалчиваются об опасности. Поэтому, в форме подачи необходима золотая середина.
У ребенка не должно возникнуть ощущения, что в мире часто происходит что-то страшное. Вместо этого обучайте их правилам безопасности в позитивной и ободряющей манере.
Например, задайте вопросы и попросите ответить на них: «Что по-твоему случится, если дотронуться до огня?», или «Есть кто-то на улице, кто кажется тебе совсем нехорошим человеком? Как думаешь, почему?». Собственные рассуждения ребенку запомнить легче, особенно если его похвалить. Так можно подвести его к осознанию ситуации без формальных установок запретов.
Как говорить ребенку о безопасности при удобном случае
Наслушавшись новостей, родители тут же, в виде профилактики, начинают беседу с ребенком «по горячим следам». Такие спонтанные разговоры представляются детям нарушением границ, а не заботой о них. Обсуждения безопасности должны быть вплетены в повседневное бытовое общение, оговариваться по поводу и между делом.
Если они становятся событием – ребенка это может оттолкнуть.
Рассказывать о критическом отношении к новым знакомствам, к виртуальным особенно – нельзя с внезапного «наскока» после тревожных новостей в СМИ.
Работают только доверительные разговоры: «Оказывается, в соцсетях кто-то может писать от имени друзей, а потом обнаруживается, что они не те, за кого себя выдают. Меня это немного тревожит. А ты уверен в своих друзьях, с кем общаешься в интернете? Ничего странного не замечал?».
Маленьким детям важен четкий алгоритм действий
При просмотре мультфильмов или чтении сказок, например «Снежной королевы», можно поговорить о правилах безопасности. Обратите внимание малыша на ситуацию, где Герду околдовала старушка, заманившая ее в сад. Девочка поверила ей, и тут же забыла все, что знала. В итоге «добрая» бабушка оказалась коварной колдуньей.
Попробуйте сами придумать метафорическую историю. Обычно маленькие дети имеют любимую игрушку – она-то и может оказываться в разных затруднительных ситуациях. «Пошла лисичка на прогулку, увидела открытый канализационный люк. "Какая интересная дыра", – подумала она, и решила туда посмотреть...». Необходимо, чтобы история каждый раз была со счастливым концом и, главное, четким алгоритмом действий.
Важно сохранять доверие ребенка к миру, и через эти истории предлагать конкретные паттерны поведения в предлагаемых обстоятельствах. Если так продумывать и проговаривать различные ситуации – можно уберечь маленьких детей от попадания в криминальные ситуации.
Держите свои эмоции под контролем
Как только захотите рассказать детям о правилах безопасности, не забудьте во время беседы контролировать свои чувства. Никакое «мне ты можешь рассказать все» не сработает, если родитель очень расстраивается или огорчается. Наши дети – гениальные спасатели по части оберегания мам и пап от лишних переживаний.
Если дочь знает (а ребенок предвосхищает реакции родителей прекрасно), что после рассказа о парне, который написывает ей в чат и приглашает на прогулку, вы начнете паниковать, и долго не сможете успокоиться, она просто-напросто ничего рассказывать не будет. Во всех случаях демонстрируйте, что способны контролировать свои эмоции.
Нельзя шлепать детей и заставлять есть
Про тело и личные границы советуем начинать говорить с 3-х лет. Эта тема должна потихоньку развиваться во время купания малыша. Обучайте его названиям частей тела, рассказывайте, почему взрослым нельзя ходить голыми и показывать свои интимные места. И, пожалуйста, не заставляйте есть, если ребенок не хочет, не просите обнимать и целовать тех, кого дети не любят, и ни в коем случае не шлепайте их.
Надо учить малыша неприкосновенности его тела, чтобы он мог ответить «нет» тем, кто попытается нарушать его личные границы, поэтому нельзя подвергать детей физическим наказаниям и заставлять давиться едой.
К 3-х летнему возрасту дети становятся великими «нехочухами», проверяют границы дозволенного, давление на них не сработает – нужны переговоры. Если малыш не желает целоваться с бабушкой, обнимать дядю – уважайте его желания, объясняйте родственникам, что заставлять его бесполезно. Как раз в подобных случаях и происходит осознание ребенком своих телесных границ.
В 6-7 лет научите ребенка самостоятельно принимать ванну, конечно, под присмотром родителей. Объясните, чтобы не позволял посторонним трогать себя без крайней медицинской необходимости.
Ребенок не обязан всех беспрекословно слушаться
Каких детей трудно заставить что-то сделать против их воли? Непокорных, тех, кто имеет в семье право голоса. Часто это «неудобный» ребенок, который может сказать «нет», «я не хочу», без стеснения закричит.
Как вспоминают бывшие потерпевшие: «Я согласилась, потому что мне всегда говорили: взрослых нужно слушаться». «Интуиция мне подсказывала, что это что-то нехорошее, но ведь правильным девочкам нельзя кричать».
Знаете, как говорят с детьми о безопасности специальные инструкторы? Они проецируют с детьми экстренные ситуации, чтобы ребята проявляли нестандартное, социально неодобряемое поведение. Например, если кто-то хватает и тащит за руки – нужно падать и кричать, не переживая, что испачкаешься. Это всегда выглядит как игра, но в критический момент очень пригождается.
Отработайте процедуры безопасности в различных чрезвычайных ситуациях, чтобы ребенок всегда знал, как поступить. Воспитывайте в детях здоровое чувство осторожности, которое не подавляет любопытство и креативность. Научите их делать осознанный выбор и доверять своим инстинктам.