8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Все статьи
Хобби ребенка: как помочь найти увлечение и почему это важно для развития
Психологические игры, которые сближают родителей и детей: 7 проверенных способов укрепить доверие
Как говорить с ребенком о мошенничестве в интернете: простые правила для родителей
Раннее выявление и профилактика ЛОР-заболеваний у детей: что должен знать каждый родитель
Детский стресс: как услышать тихий зов о помощи и стать опорой ребёнку
Почему детям полезно читать комиксы
10 фраз, которых лучше избегать: как поддержать самооценку первоклассника
Как исправить почерк: решения для современных детей
Как не сломать детские мечты
Право ребенка на собственное мнение: как помочь малышу научиться высказываться
Развитие фонематического слуха у детей: зачем он нужен и как его тренировать
До какого возраста ребёнку нужен дневной сон
Почему важно заниматься творчеством с ребёнком
Что делать, если ребёнок не ест мясо
Доверие между детьми и родителями
Правила поведения на детской площадке
10 фраз, которых лучше избегать: как поддержать самооценку первоклассника

10 фраз, которых лучше избегать: как поддержать самооценку первоклассника

Почему слова важны в первом классе

То, что ребенок слышит от родителей в первый школьный год, становится для него сценарием дальнейшего поведения. Учитывая это, эксперты от Sun School собрали вредные слова для первоклассника, которые могут испортить взаимоотношения с родителями и ослабить мотивацию учиться. 



«Тут с тобой не будут нянчиться»

Фразу часто используют родители, якобы «подготавливая» детей к тяготам школьной жизни. И добиваются прямо противоположного эффекта – первоклассник начинает тревожиться, его страшит неизвестность. Школа воспринимается как пространство, где отсутствует поддержка взрослых и сверстников. Лучше сказать иначе: «Учитель всегда поможет, если попросишь».

Готовьте детей к тому, что в школе они всегда могут обратиться за поддержкой к учителям и одноклассникам. Расскажите про период привыкания, и что он довольно быстро заканчивается. 

«Мальчики не плачут»

Эту фразу используют всякий раз, когда мальчик выражает какие-либо чувства, которые можно интерпретировать как слабость. Эмоциональные слезы содержат гормоны стресса (один из которых — кортизол). Именно это объясняет, почему после хорошего плача ребенок чувствует себя лучше. 

Неспособность выразить себя в полной мере невероятно болезненна. В частности, она может помешать ребенку сформировать эмоциональные связи с одноклассниками. Помните, что крайне важно позволять детям, независимо от их пола, свободно проявлять свои эмоции.

Маленькому Роме так часто говорили: «Будь мужчиной», что он лишился возможности нормально переживать эмоции. Эта отчужденность и привычка заметать чувства по ковер послужила причиной психологического срыва у ребенка.

«Ты меня разочаровываешь»

Такое словосочетание часто используется как инструмент эмоциональной манипуляции. Когда родители говорят это хотят заставить ребенка почувствовать себя виноватым, как будто он их подвел. Эта фраза может быть особенно вредной, если используется многократно в течение долгого времени, так как подрывает самооценку и чувство собственного достоинства ребят.

Важно понимать, что все дети-первоклассники время от времени совершают ошибки и терпят неудачи, чувствовать досаду нормально. Нужно использовать разочарование как способ учиться и расти, а не как средство кого-то унизить.

«Откуда у тебя свое мнение?»

Раньше родители говорили это своим детям, поскольку считали, что у них недостаточно жизненного опыта, чтобы сформировать обоснованное мнение. Однако сегодня мы понимаем, что каждый, независимо от возраста, имеет право на собственную точку зрения. Важно, чтобы первоклассники научились выражать свои мысли уважительно и конструктивно, а родители слушали и участвовали в содержательных дискуссиях со своими школьниками.

Поощряйте детей делиться своими соображениями – это помогает развить навыки критического мышления. Такой подход поддерживает заинтересованность детей в обучении, и укрепляет их уверенность в своих способностях.

«Ты такой умный!»

Даже если это выглядит как комплимент, фраза оказывает давление на школьника, заставляя его всегда демонстрировать, насколько он умен. Во-вторых, она подразумевает, что интеллект врожденное качество, которое не меняется. Особенности первоклассников таковы, что дети будут избегать действительно сложных задач, которые могут подорвать их репутацию. Такая похвала не мотивирует, тогда как признание усилий и трудолюбия воспитывает установку на рост.

«Молодец!»

Что может быть не так с этим словом? Проблема в том, что использование его без конкретики учит детей ценить похвалу, а не удовлетворение от своих достижений. Лучше говорите: «Ты сегодня особенно старался», так первоклассник поймет, что усилия важнее результатов. Это учит быть настойчивым при выполнении сложных задач, видеть неудачу как еще один шаг к успеху.

«Ты такой ленивый»

Если давать позитивные ярлыки довольно рискованное занятие, то навешивание отрицательных характеристик более пагубно. Они могут быстро стать самоисполняющимся пророчеством. Скажите школьнику, что он лодырь, и вы только подтолкнете его к большей бездеятельности и нелюбознательности.

«Конец твоей веселой жизни»

Ученики средней и старшей школы уже способны к формированию собственного отношения к обучению. Но для первоклашек любой взрослый это авторитет. Часто родительский настрой влияет, с радостью или страхом дети пойдут в школу. Надежды взрослых, что такие фразы вдохновят на серьезное, внимательное и ответственное отношение к учебе, не оправдываются. У ребенка они вызывают лишь тревогу, которая мешает концентрироваться и воспринимать новую информацию.

«Чтобы без троек у меня!»

Известно, что первоклассники не получают оценок, однако это не мешает им до крайности бояться двоек и воспринимать критику учителя. В семьях, где заблаговременно сообщают, что ждут лишь отличные результаты, школьникам тяжело справляться с таким давлением. Дети думают не об уроках, а о том, как не расстроить папу и не огорчить бабулю. Ребенок может в слезах упрашивать учителей не ставить им четверки и тройки, делают много ошибок по причине волнения.

«Учитель на тебя не повышает голос?»

Педагоги тоже люди, среди них можно встретить не только добрых, мудрых и любящих свою работу людей. Не настраивайте первоклассника на плохое, не демонстрируйте негатив или пренебрежение к учителям.

Иногда дети специально преувеличивают степень придирчивости педагога, чтобы привлечь внимание родителей. Просто чаще повторяйте, что любите ребенка и всегда будете на его стороне – так ваш ученик будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Когда вы говорите обидные вещи своему первокласснику, найдите время, чтобы извиниться перед ним и исправить то, что можете. Обязанность взрослых подвести детей к решению, сохраняя при этом их чувство собственного достоинства. Помните, когда вы разговариваете с ребенком важны не только слова, но и интонация, а также другие сигналы, которые вы посылаете. 

Сила извинений: почему так важно просить прощения у детей

Иногда мы говорим то, о чем потом глубоко сожалеем. При этом испытываем трудности с признанием своих ошибок перед детьми, опасаясь, что извинения покажут нашу слабость. Это распространённое заблуждение и оно далеко от истины. В долгосрочной перспективе, совершая ошибки и извлекая из них уроки, дети становятся увереннее в себе. Один из способов научиться этому видеть, как родители берут на себя ответственность за собственные ошибки:

Надеемся, эти советы родителям первоклассников окажут положительное и долгосрочное влияние на отношения с детьми.

Комментарии (0)
Оставить комментарий