8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Ребенок пропускает буквы: почему и что делать?

Ребенок пропускает буквы: почему и что делать?

Если ваш ребенок пропускает буквы при письме, делает массу нелепых ошибок и получает из-за этого проблемы с самооценкой и отрицательное отношение к письму – эта статья для вас.

Наблюдать, как малыш борется с написанием букв, тяжело, не говоря уже о невероятном разочаровании самого ребенка, который старается изо всех сил, но не может сделать это правильно.

Неумение сохранять написанные слова в рабочей памяти, и неспособность создать долговременную память о словах, связанную как с произношением, так и со значением слов – называется дисграфией.

Дисграфия – проблема нервной системы, которая влияет на мелкую моторику, необходимую для письма. Таким детям чрезвычайно трудно выполнять рукописные задания, что часто вызывает у них эмоциональный стресс и тревогу. Поскольку у малышей с дисграфией хорошие вербальные навыки, родители и воспитатели уверены, что они и писать будут на том же уровне, ошибочно считая ребят ленивыми или небрежными

Девочка пишет в тетрадке

Признаки и симптомы дисграфии

  • Трудности в написании букв или цифр
  • Проблемы с использованием ножниц, застегиванием пуговиц или молнии
  • Процесс идет гораздо медленнее по сравнению со сверстниками
  • Неразборчивый почерк с многочисленными помарками
  • Прописные буквы смешиваются со строчными
  • Запятые, точки в конце предложения не ставятся
  • Пробелы между словами отсутствуют
  • Низкая скорость письма, даже при копировании
  • Плохие пространственные навыки (неравномерный интервал, выход за «поля»)
  • Проблемы с формулировкой мыслей на бумаге
  • Судороги или боль в пальцах, запястьях и ладонях в процессе написания
  • Неудобный захват карандаша/авторучки
  • Необычная поза или положение при письме
  • Чрезмерная усталость от выполнения задания

Не каждый из этих симптомов будет присутствовать во всех случаях, они могут встречаться изолированно. Следует также отметить, что дисграфия не имеет никакого отношения к интеллекту или когнитивным способностям, скорее наоборот – многие одаренные дети борются с дисграфией, дислексией и подобными проблемами.

Ребенок пропускает буквы при письме: что делать

Дисграфия может проявляться уже в дошкольном возрасте, когда у детей возникают проблемы с захватом карандаша, рисованием, обведением по контуру, письмом или выполнением подобных двигательных задач. Может возникнуть и позже, в начальной или средней школе, когда письменные задания становятся более сложными.

По оценкам исследователей, до 25% населения планеты страдают дисграфией.
Точный возраст обнаружения проблемы трудно определить, поскольку люди с дисграфией остаются недиагностированными в течение многих лет, даже во взрослом возрасте.

Причины возникновения этого расстройства неизвестны, у детей оно обычно обнаруживается вместе с другими нарушениями обучаемости, такими как СДВГ и дислексия. Лекарств от дисграфии не существует. Но есть действенные методы и стратегии обучения, которые помогут решить проблемы с письмом.

1. Важно, чтобы ребенок правильно держал карандаш, естественный хват снижает усталость рук и давление на стержень, а это означает, что писать будет легче. Сегодня на рынке можно найти ручки и карандаши для дисграфиков со специальным трехгранным корпусом. Такую продукцию производят компании Staedtler и Centropen.

2. Чем больше поверхностей для письма, тем лучше. Используйте мольберт или большой лист белого картона. Другой вариант – стеклянные двери, на которых можно писать смываемыми маркерами. Стеклянная поверхность побуждает детей писать намного мягче, без напряжения. Опыт подсказывает, что именно огромные корявые буквы и есть то, к чему на данном этапе нужно стремиться. Красота придет позже.

3. Развивайте у ребенка навыки разговорной речи. Структурированное повествование – отличный инструмент, помогающий малышу записывать свои мысли. Произнесение букв и слов вслух, запись их на mp3-плеере, диктофоне или с помощью программы преобразования речи в текст, также помогает. Ребенок может воспроизвести записанное, когда сядет писать. Это полезный и, повышающий уверенность, инструмент.

4. Чтобы ребенок правильно сидел за столом, левая и правая стороны тела должны работать синхронно: одна рука придерживает бумагу – другая выводит буквы. Любая деятельность, которая способствует координированному движению рук, обеспечивает хороший результат. Это могут быть поделки с использованием ножниц, лепка или физические упражнения, требующие согласованности между частями тела.

5. Правильное владение карандашом – проблема для многих ребят, испытывающих трудности с письмом . Малыш может укрепить пальцы и улучшить хватку, используя инструменты для захвата, найденные в доме: пинцет, палочки для еды, скрепленные на одном конце. Поиграйте с ним: бросьте на стол кусочки ваты, маленькие комочки бумаги или ластики. Затем соревнуйтесь, с ребенком – кто быстрее соберет предметы за минуту.

Упражнения на крупную и мелкую моторику для укрепления предплечья, пальцев и запястья

1. Почувствуй буквы

Недостаток одного чувственного опыта часто обостряет другие. Эксперты советуют занятия, которые помогут ребенку сосредоточиться на ощущениях, а не на том, как пишется буква. Например, нарисуйте пальцем букву на спине малыша. Он может закрыть глаза, пока вы рисуете букву. Затем пусть он воспроизводит эти буквы на вашей спине, или на листе бумаги. Усложните задачу, напишите заглавную букву и попросите его изобразить ее строчной, или наоборот.

2. Лепка из глины

Полимерная глина – удивительно универсальный материал. Он плотный и отзывчивый – ошибки могут исчезнуть одним движением. Скатайте из глины «веревки» и потренируйтесь делать буквы вместе с ребенком. Занятие развивает силу рук, улучшает мелкую моторику. И закрепляет форму букв в сознании малыша.

Другой вариант: разровняйте глину тонким слоем. Затем предложите ребенку выгравировать буквы карандашом по поверхности. Глина обеспечивает сенсорную обратную связь, дает мозгу дополнительную информацию о том, как формируются буквы.

3. Корректура

Понадобится скучная книга с крупным шрифтом. Ежедневно, в течение 5 минут ребенок должен зачеркивать в полотне текста заданные буквы. Начать нужно с одной из букв, тех, с которыми есть проблемы. Через несколько дней тренировок можно переходить на две буквы, причем, одну требуется зачеркнуть, другую подчеркнуть или обвести в кружок. Буквы лучше брать парные, похожие в представлении ребенка. Наиболее частые проблемы случаются с парами «м/л», «д/т», «у/ю», «г/д», «п/р», "д/б". В случае с последним сочетанием дети забывают вверх или вниз нужно писать «хвост» буквы.

4. Письмо вслух

Есть один замечательный прием: проговаривать вслух все, что пишется сию минуту, выделяя безударные и ударные гласные и согласные. Например: «НА дИванЕ лЕжал бОльшоЙ кот и мЯукАл» (на самом деле слышно будет примерно это: на дивани лижал бальшой кот и миукал). То есть выделять звуки, которым дети обычно уделяют минимум внимания. Поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, важно отчетливо проговаривать окончания слов.

5. Лабиринт

Задачки с лабиринтами отлично развивают внимание, крупную моторику и умение рисовать беспрерывную линию. Нужно следить, чтобы при этом ребенок не менял положение листа бумаги. Изменять позицию руки можно.

Учитывайте, что предмет обсуждения значительно легче предупредить, чем устранить. Дети-дисграфики глубоко переживают свою проблему, боясь обнаружить ее: уклоняются от занятий, теряют тетрадки, даже ограничивают общение со взрослыми. Поэтому оказывайте всяческую поддержку, ни в коем случае не ругайте, если ребенок пропускает буквы при письме, за почерк и ошибки. Помните, при недружелюбной психологической атмосфере, занятия с малышом «из-под палки» не принесут никакого положительного результата.

Комментарии (0)
Оставить комментарий