Эту статью о детской безопасности подготовили для вас сотрудники Sun School: основные навыки, которые можно начать практиковать с ребенком уже сегодня.
В вопросах безопасности детей многие из родителей испытывают замешательство: ведь когда-то нужно будет разрешать ребенку гулять самостоятельно. Что должен он знать, чтобы не попасть в устрашающую статистику?
Как говорить о безопасности с детьми
Наиболее часто родители, рассказывая детям о плохих ситуациях, которые могут с ними произойти, объясняют как не нужно себя вести. При этом упускают важные ключевые моменты:
- как не попасть в такие ситуации?
- если попал – что делать?
Следует снабдить ребенка определенным набором действий для применения в разных случаях. Это потребуется в критических ситуациях, когда нужно использовать отработанные варианты поведения.
Идеальный момент, чтобы уделить внимание личной безопасности – когда малышу исполнится три года. Не переживайте, если пропустили это время, никогда не поздно начать. Не забудьте уточнить, какой информацией по теме ребенок уже владеет.
Важно создать в семье атмосферу доверия, чтобы дети замечали различия между хорошими и плохими тайнами. Ведь секретная тактика – излюбленный прием тех, кто занимается сексуальным домогательством в отношении детей.
Ребенок гуляет один
Когда можно оставлять одного на площадке?
Зависит от нескольких причин:
- возраст,
- характер,
- местность,
- умение постоять за себя, позвать на помощь.
Что предпринять, чему научить, прежде чем оставить гулять одного?
Выучить назубок правила: с площадки без разрешения уходить нельзя, как и разговаривать с незнакомцами и брать у них угощение.
Научить пользоваться телефоном/умными часами со связью (следить за зарядкой).
Запомнить собственный адрес.
Не наступать на канализационные люки.
Пользоваться лифтом, если в кабине нет незнакомых людей.
Понимать ситуации, вызывающие опасения:
— незнакомец интересуется информацией личного характера;
— прикасается к частям тела ребенка;
— предлагает что-то (сладости, прокатиться до маминой работы и т.д.);
— угрожает;
— просит не рассказывать о чем-то родителям.
Как сделать, чтобы ребенок не потерялся
- Перед тем, как куда-то идти, обговорите с ребенком о месте, куда вы отправляетесь, что там будет, что нужно делать и каким правилам придерживаться.
- Рекомендуем одевать ярко не только ребенка, но и себя, чтобы выделиться из толпы.
- Хорошо, если на одежде ребенка есть светоотражающие полоски.
- Сфотографируйте ребенка в той одежде, в которой вы вышли.
- Положите в карман записку/сделайте браслет с контактами родителей (без имен).
- Дети от трех лет могут запомнить адрес и номер телефона мамы или папы.
- Используйте различные гаджеты: gps-часы, браслеты с сигналом и т.д.
- Ребенок в стрессовой ситуации иногда не может кричать, на всякий случай при нем всегда должен быть свисток. Научите его свистеть заранее.
Правила поведения в общественном транспорте
Ребенок должен находиться прямо перед вами, держаться за вашу руку. Может случиться такое, что он остался внутри, а вы вышли. Или наоборот – вы не успели выйти, а малыш уже выпрыгнул. Научите ребенка: «Если ты остался в автобусе/метро/трамвае, а я уже вышла, тебе нужно выйти на следующей остановке и стоять на месте, ни с кем не разговаривать, ждать маму. Помни, что я в любом случае, обязательно приеду за тобой на следующем маршрутном транспорте».
Расскажите о детской безопасности, проговорите про ситуацию, когда он вышел, а вы уехали, или вы успели войти в двери, а он остался на остановке. Строго-настрого запретите стоять на краю платформы или близко к проезжей части дороги. Эти правила нужно отработать до автоматизма, потому что в стрессовой ситуации ему будет чрезвычайно трудно владеть собой.
Покажите наглядно на игрушках, машинках, как один персонаж уезжает, а другой остается ждать. Смоделируйте ситуацию, когда все отправляются на поиски друг друга, никто не стоит и не ждет. Ребенок должен понять, что так намного дольше и труднее встретиться.
Один в доме
Готовить к этому моменту, по сути, нужно с рождения. Потому что основная задача мамы и папы – научить ребенка жить без родителей. Необходимо заранее обучать следующему:
- нельзя открывать окно и залезать на подоконник, ни с родителями, ни, тем более, без них – это не место для игр;
- не трогать внутренние замки, желательно устанавливать их как можно выше;
- ограничить доступ к бытовой химии, лекарствам, стройматериалам, розеткам, острым предметам, спичкам/зажигалкам;
- научить безопасному использованию микроволновкой, чайником, плитой (в зависимости от возраста).
И главное, у ребенка должно быть желание остаться одному дома.
Сказкотерапия, как способ больше узнать о своем ребенке
Есть простой и действенный способ, поговорить с малышом на языке детства, с помощью неоконченной сказки. Для самостоятельной диагностики ребенка, расскажите ему фрагмент сказочной истории и в конце задайте вопрос: «Как думаешь, что было дальше?». Ребенок не должен чувствовать, что вы пытаетесь вытащить из него информацию. Ответы не нужно комментировать и оценивать.
Если отвечая, ребенок был взволнован, действовал резко или суетливо, – скорее всего данная ситуация проблемная, нужно устранить причины или самостоятельно, или обратиться к специалисту, для проработки последствий.
Сказка «Трудные времена»
Жила-была в лесу заячья семья: папа-заяц, мама-зайчиха и маленький зайчонок. Однажды папа-заяц говорит маме-зайчихе: «Дорогая, наступило тяжелое время. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. А давай-ка мы…»
«Как ты думаешь, что сказал папа-заяц? Что было дальше?».
Из ответа ребенка взрослые смогут понять, как он чувствует себя в семье, как воспринимает семейные проблемы.
Сказка «Садовник и кустик»
Посадил садовник в своем саду маленький кустик. Садовник его очень любил, поливал теплой водичкой, оберегал от ветра, окучивал. И регулярно подрезал у кустика веточки, чтобы придать красивую округлую форму. Но у кустика ветки все равно отрастали в разные стороны. «Это непорядок», – думал садовник, и опять брался за ножницы. И вот, в один прекрасный день…
«Как думаешь, что произошло дальше?».
Так можно узнать, не испытывает ли малыш излишнего давления, подавляющего инициативу, родительского контроля, если ребенок ответит, что кустик взбунтовался.
Сказка «Ворон»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь со своею царицей. И был (была) у них царевич (царевна). Жили они, поживали и горя не знали. И вдруг прилетел в их царство черный ворон. Понравился (понравилась) ему маленький царевич (царевна), играющий на улице, он схватил его (ее) и уволок за тридевять земель. Просит ворона царевич (царевна): «Отпусти, пожалуйста, меня домой, я хороший (хорошая)». И вдруг ворон сжалился: «Хорошо, я отпущу тебя, но только при условии, что ты честно мне назовешь три своих хороших качества. Если это правда – отпущу»...
«Как думаешь, какие свои хорошие качества назвал царевич (царевна)?».
По ответу ребенка можно догадаться о его самооценке, уверенности в себе.
Помните, обучение личной безопасности ребенка – не разовая акция. Недостаточно проговорить один раз. Необходимо обсуждать, читать сказки, смотреть мультфильмы на тему безопасности.
Тематические мультики
- «Лео и Тиг» – серия «Белый-пребелый».
- «Полли Робокар» – 2 серии «Битва в лесу».
- «Оп и Боб» – серия «Знакомый и Незнакомец».
- «Уроки Тетушки Совы» – серия «Незнакомец на улице».
- «Правила безопасности» – серия «Один дома».
- «Малышарики» – серия 141.
- «Про Миру и Гошу» – серия «Побег».
- «Уроки Тетушки Совы» – серия «Незнакомец на улице».
- «Буратино».
- «Умка ищет друга».
- «Красная шапочка».
- «Волк и семеро козлят».
- «Три поросенка».