8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Влияние загадок на речевое развитие детей

Влияние загадок на речевое развитие детей

Вы знали, что научиться читать между строк, думать о контексте, понимать смысловые слои можно с помощью разгадывания загадок? Такая форма устного народного творчества помогает детям существенно отточить эти способности. Как обыкновенные загадки оказываются не только веселым, но вполне серьезным занятием, расскажут специалисты Sun School

Влияние загадок на речевое развитие детей

Загадки для речевого развития

Загадка – это метафора, или максимально сжатая образная форма, описывающая заметные, типичные признаки каких-то предметов и явлений. Причем, одно явление представляется через другое, имеющее с ним, пусть отдаленное, но сходство. Загадка заставляет творчески рассмотреть тот или иной предмет, отметить занятное, исключительное в уже привычных вещах. 

Загадки точно идентифицируются детьми, они не путают загадки со скороговорками и считалками.

Педагоги, занимающиеся с детьми, у которых имеются различные нарушения в развитии речи, часто используют загадки в виде компактной и интересной фольклорной формы. Отгадывающий загадку – отвечает на вопрос, т. е. совершает непростые мыслительные действия, решает словесно-логическую задачу. Но прежде нужно раскрыть, расшифровать предмет, о котором говорится.

Коррекционно-развивающий потенциал загадки особенно актуален для ребят, имеющих общее недоразвитие речи. Тогда загадка превращается в значимый практический материал, корректирующий и формирующий правильную речь ребенка.

Загадки условно разделяются на три категории:

Первый уровень сложности

Загадка, в основе которой есть упоминание свойств предмета (явления), включая величину, форму, оттенок и т.д.

Загадка, перечисляющая признаки, в которых слово-отгадка связано рифмой.

Процесс отгадывания в таких загадках содержит элементарный анализ (различение признаков) и синтез (связывание в единое целостное). Те или иные признаки позволяют совершать необходимые интеллектуальные действия, приводящие к логическому решению задачи.

Второй уровень сложности

Загадка с краткой характеристикой, например, нужно восстановить обобщенное изображение предмета всего по 1-2 признакам.

Загадка, построенная на сравнении либо отрицании предметов или явлений.

Для решения подобной логической задачи ребенок должен узнать указанные в ней признаки, выделить их, связать ассоциативно с другими признаками, не озвученными в загадке. Это получится только на основе достаточно емких представлений о предмете или явлении.

Третий уровень сложности

Метафорическая загадка. Угадывая ее, ребенок проникает в скрытый смысл метафоры, выделяет общие признаки в предметах и явлениях с первого взгляда далеких друг от друга.

Определяя уровень сложности, учитывайте соответствующие показатели:

  • разновидность абстрактной задачи, особенность мыслительной деятельности, которую необходимо выполнить, отгадывая загадку; 
  • несложность изобразительных средств загадки для ребят с разными показателями речевой артикуляции; 
  • замысловатость композиционной конструкции загадки в виде предложения-вопроса, односоставного предложения, использования однородных членов предложения и т. д.

Влияние загадок на речевое развитие детей

  • Отгадывание загадок стимулирует разностороннее развитие речи. При создании метафорического образа загадки используются различные средства выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнения, особая ритмическая организация. Все эти приемы формируют образность речи дошкольников.
  • Происходит обогащение словаря благодаря многозначности, вторичных значений слов,  формированию представлений о переносном смысле слова. Загадки помогают понять звуковое и грамматическое строение русской речи, заставляют ребенка сконцентрироваться на языковых формах и анализировать их.
  • Загадка развивает смекалку, находчивость, пока дети ломают голову над отгадкой. Чем невероятнее вымысел, тем сложнее отгадывание. Необычность загадки придает образам четко воспринимаемое противоречие действительности. А с отгадкой путаница уходит, все обретает должный порядок, в согласии с реальными характеристиками загадываемого предмета.
  • Указывая на особые признаки сходства и отрицания, присущие именно загадываемому предмету, загадка развивает интеллект ребенка в целом. Такое свойство загадок приводит детей к размышлению, поиску связей между предметами и явлениями в окружающем мире, а также об особенностях предметов и явлений. 
  • Загадки помогают детям формировать ассоциации, связывать их между собой, проявлять творческий подход, делать выводы. Кроме того, они дают повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
  • Загадки воспитывают быстроту реакции, стимулируют умственную активность, развивают речь, мышление, память, внимание, расширяют представление об окружающем мире.

Влияние загадок на речевое развитие детей, по большому счету, недооценено. Разгадывание их это занятия, которые позволяют детям мыслить нестандартно, чтобы найти решение. Таким образом, загадка проверяет ребенка на сообразительность и способствует формированию образной речи.

Комментарии (0)
Оставить комментарий