По мнению нейропсихологов, на успешное обучение детей в большой степени влияет развитие связи между правым и левым полушариями. При нехватке взаимодействия левого и правого полушария мозга ребенку трудно учиться читать и писать, отмечается также двигательное рассогласование.
Но благодаря новейшим методикам обучения можно значительно улучшить развитие межполушарного взаимодействия у детей. К примеру, когда ребенок рисует двумя руками синхронно, делает зеркальные движения на координацию и ориентацию в пространстве – задействуются оба полушария мозга. Специалисты Sun School подобрали блок подвижных игр, уникальных по механикам и действию.
Ключевой инструмент «гимнастики для мозга» – руки. При согласованной работе двух рук развиваются оба полушария. Тренировать их следует каждый день, по 5-10 минут.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей
- По очереди постукиваем по поверхности стола расслабленным запястьем правой и левой руки.
- Поворачиваем одну руку на ребро, сгибаем пальцы в кулачок, выпрямляем, похлопываем по столу. То же самое другой рукой.
- Соединяем кончики прямых пальцев, делаем поочередное силовое надавливание на левую, затем на правую руку. Можно выполнять парой пальцев.
- Фиксируем руки на поверхности стола. Средний и указательный пальцы берут карандаш, поднимают и опускают его. Повторяем другой рукой.
- Раскатываем маленький пластилиновый шарик пальцами каждой руки.
- Вращаем карандаш/фломастер то одной, то другой рукой. Участвуют большой, указательный и средний пальцы.
- Кладем предплечья на стол. Берем по спичке из коробка, лежащего рядом, бросаем их в сторону, при этом предплечьем стараемся не двигать. Далее складываем их в коробок. Повторяем левой рукой
- Сжимаем и разжимаем кисти рук, добиваясь постепенного ускорения темпа. Выполняем на предельной скорости, расслабляем и встряхиваем руки.
- Вращаем обе руки по часовой стрелке и против (в одну, а затем в разные стороны), сводим и разводим пальцы обеих рук.
- Участвуют два человека: встаем друг напротив друга, касаемся ладонями. Двигаем ими, словно едем на велосипеде.
- Массируем одной рукой другую от локтя к запястью и обратно. От локтя к плечу и наоборот. Делаем те же движения второй рукой.
- Прижимаем ладонь к столу. По очереди, а позже произвольно, по одному поднимаем пальцы и называем их.
- Высовываем язык и совершаем одновременные движения языка и глаз, вращаем ими, делая «восьмерку».
- Хлопаем в ладони, стараясь соприкоснуться пальцами обеих рук. После ударяем кулаком о кулак то сверху, то снизу.
- Закрываем глаза и пробуем угадать предмет, который появляется у нас в руке. Другая рука пытается рисовать его на бумаге (вариант – по воздуху).
- Кладем на стол бумажный лист. Берем карандаш/маркер сразу в обе руки. Рисуем параллельно двумя руками зеркальные фигуры/буквы. Синхронизируя таким образом работу правого и левого полушария, мы повышаем работоспособность мозга.
- Распределяем по столу от 10 до 13 карандашей. Собираем все карандаши в кулак одной руки, по одному. А потом кладем их на стол также, по отдельности.
- Катаем орехи между пальцами одной руки. Это не так просто, как кажется, мало у кого из детей такое занятие получается с первого раза. Задача со звездочкой – действовать двумя руками одновременно.
- Правая рука гладит живот по часовой стрелке, левая постукивает по макушке головы – выполняем сначала по очереди, потом объединяем движения. Через некоторое время меняем руки.
- Левой рукой чертим в воздухе треугольник, правой рисуем круг. Можем видоизменить упражнение: поменять руки или фигуры, «рисовать» не только по воздуху, но и мелом на асфальте / фломастером на бумаге, с открытыми и закрытыми глазами.
Такие кинезиологические тренировки оказывают благоприятные системные перемены. При этом, чем активнее работа, тем заметнее изменения. Приемы раскрывают потенциальные возможности, расширяют границы функций мозга, развивают межполушарное взаимодействие у детей. Они не требуют финансовых трат, малыши охотно и с удовольствием их исполняют, а это важно для роста мотивации.