8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст время стремительного наращивания словарного запаса. Однако развитие словаря детей дошкольного возраста зависит от окружения и воспитательной работы, поэтому сведения об объеме словаря ребят одинакового возраста разнятся. 

Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Количественный рост словаря

Впервые осознанные слова ребенок произносит примерно в 12 месяцев. Современная отечественная методика считает нормой произношение 10–12 слов в этот период. Хотя понимание речи взрослых значительно опережает словарь малыша.

В 1,5 года и далее словарь обогащается небывалыми темпами, к концу 2 лет может достигать 300–400 слов, а к 3 годам доходит до 1500 слов. Гигантский рывок в увеличении словарного запаса продолжается не только от заимствования из речи родителей, но и за счет навыка образования слов. 

На третий год жизни наблюдается наибольшее увеличение активного словаря. В 4 года его количественный рост доходит до 1900 слов, в 5 лет до 2000–2500, а в 6–7 лет соответствует 3500–4000 словам.

Заметно увеличение существительных и глаголов, число прилагательных растет не так быстро. Это может объясняться тем, что взрослые мало знакомят малышей с качествами и признаками предметов. Традиционно содержание словаря определяет потребности и интересы ребенка. 

Качественный рост и формирование словаря у детей дошкольного возраста

Первые детские слова очень своеобразны и обозначают не действие или предмет, а чувственный образ. Осознанное называние предметов это продукт развития. Так в 10–11 месяцев младенец реагирует не только на звуки, из которых состоят слова, но и на их содержание. 

Сначала малыш ассоциирует слово с конкретным предметом, например, красным мячом. Но если ему показать мяч другого цвета и спросить: «Где мячик?» ребенок покажет на красный мяч. По мере развития способности обобщать он будет узнавать все предметы одной категории, общего назначения: игрушки, одежду и т. д. Этот уровень обобщения доступен детям 3–3,5 лет.

Если хотите, чтобы малыш освоил обобщающие слова, обозначающие посуду, игрушки, еду и другие, в первый год жизни нужно повторять названия предметов или действий более 50-70 раз. Учитывайте, что решающее значение на ребенка оказывают действия с называемыми предметами.

4–5 летний ребенок, имеющий развитую речь, относит слова уже не к конкретному, а к нескольким значениям: ключ, ручка, машина. Однако, перенимая слова от взрослого, малыш пока не улавливает их переносные значения. Некоторые словосочетания могут вызывать у него протест. К примеру, услышав: «Он ложится спать с петухами», ребенок возмущается: «Нет, с петухами нельзя, они же клюются!».

Средства развития словаря детей дошкольного возраста

Для развития словарного запаса необходимо постоянно общаться с детьми, знакомить их с новыми предметами, событиями, расспрашивать, создавать обстоятельства для раскрытия недочетов в, используемых ребенком, словах. Экскурсии в зоопарк, походы в театр, поездка в поезде – все это может представлять полезный материал для расширения словаря.

Воспитатели Sun School используют в своей практике дидактические игры для всестороннего развития дошкольников и формирования у них навыков словесной деятельности.

Дидактическая игра – многоплановый, сложный педагогический конструкт: это и игровой метод обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Именно дидактическая игра помогает ребенку совершенствоваться, обогащаться знаниями, закреплять свой словарь.

Словесные дидактические игры наиболее сложны, потому что не привязаны к непосредственному восприятию предмета, дети в них оперируют представлениями. Эти игры влияют на развитие мышления, в них дети рассуждают, замечают логические ошибки, делают выводы и обобщения без помощи взрослых.

Игры для формирования словаря у детей

  • Аналогии

Цель: активизировать существительные и обобщающие значения, познакомить с родовидовыми отношениями между словами, обучить понятийному компоненту лексических значений слов.

Детям предлагается объединить слова по образцу: медведь – зверь, синица – птица. Взрослому требуется называть обобщающие значения слов, ребенок должен придумать конкретное слово: одежда – куртка, дерево – береза, машина – бульдозер, рыба – щука, насекомое – бабочка. Кто ни разу не ошибся – выиграл.

  • Съедобное – несъедобное

Цель: развить умение отмечать специфические признаки предмета: съедобное, одушевленное и т.д., активизировать слуховое внимание, общую моторику.

Ведущему нужно произнести слово и бросить мяч одному из игроков. Если это какой-либо продукт или другой съестной объект, игрок должен поймать мяч. В другом случае игроку необходимо уклониться от мяча. Точно по такому же принципу устроены игры «Живое – неживое», «Фрукты – овощи», «Домашние животные – дикие животные» и другие.

  • Я знаю…

Цель: расширить «банк слов» с обобщающими значениями, развить понимание понятийных аспектов значений слов.

Детям рекомендуется встать в круг. Игрок с мячом, начинает действие, произнося слово: «Я», дальше мяч перебрасывается ребенку, стоящему рядом. Он ловит мяч и говорит слово: «Знаю» – и кидает мяч дальше. Следующий игрок называет: «Пять». Другой ребенок: «Животных». Так все ходы сопровождаются произнесением какого-либо животного до тех пор, пока не будут перечислены пять слов данной категории. Дальше игра продолжается, только называть нужно другие группы слов.

  • Ассоциации

Цель: увеличить объем словаря, развить речевые ассоциаций, общую моторику.

Взрослому нужно бросить мяч ребенку и назвать какой-то определенный признак предмета: «Белый». Ребенок должен поймать мяч, добавить слово, соответствующее предмету, обладающему этим признаком (снег), и вернуть мяч обратно. По аналогии: тяжелый – слон; горячий – огонь, сладкий – сахар, громкий – крик, мокрый – пол.

Комментарии (0)
Оставить комментарий