Фонематический слух — это способность ребёнка различать звуки речи. Благодаря ему дети учатся правильно говорить, читать и писать. Если этот навык не сформирован, школьнику будет трудно осваивать письмо и грамоту. Поэтому развитие фонематического слуха у детей — важная задача дошкольного возраста.
Зачем нужен фонематический слух
Фонематический слух у детей дошкольного возраста помогает:
- различать похожие звуки (б и п, с и ш);
- правильно произносить слова;
- легче запоминать новые слова;
- в будущем — избежать проблем с письмом и чтением.
Что может насторожить родителей
Нарушение фонематического слуха у ребёнка проявляется по-разному:
- ребёнок путает похожие звуки и заменяет их при речи;
- не слышит разницы между словами («дом» и «том»);
- с трудом подбирает рифмы;
- ошибается при повторении слов и слогов.
Если вы заметили такие особенности, важно начать заниматься с ребёнком и при необходимости обратиться к логопеду.

Как развить фонематический слух у ребёнка
Наталья Малышева, логопед, Sun School Кунцево:
Формировать и развивать фонематический слух у дошкольников нужно для правильного формирования ясного и точного звукопроизношения, а также для профилактики в будущем нарушений чтения и письма. Он помогает детям различать тонкие акустические особенности звуков родного языка.
Малышам лучше организовывать игры с картинками и предметами. Например, игра «Найди и назови». На столе картинки со словами похожими по звучанию:
Зуб - суп. Тучка - точка. Кошка - кочка. Крот - плот. Дачка - тачка. Репка - речка
Взрослый четко произносит слово, дети ищут картинку , кто первый находит, поднимает картинку и называет слово.
Детям постарше предлагаем игры со звуками , слогами и словами:
- "Поймай звук": Взрослый медленно произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
- "Повтори цепочку": Повторите за ребенком последовательность слогов, затем предложите ему повторить их за вами, например, са-ША-са
- "Эхо": Предложите ребенку быть вашим "эхом" и повторять за вами разные слова и звуки, которые ему даются с трудом, чтобы отработать их произношение. Детям подготовительной группы предлагаем более сложные игры, такие как :
- "Назови созвучное слово": Один ребенок произносит слово, например "шутка", а другой должен откликнуться похожим словом, например, "утка" или "мишутка".
- "Найди одинаковые и разные звуки": Сравниваются слова, похожие по звучанию: "мак" – "лак", "суп" – "сук", "дом" – "дым".
- "Звук в середине слова": Попросите ребенка вспомнить названия предметов или животных, где заданный звук (например, [С] или [Ш]) находится в середине слова.
- "Составь предложение": Предложите ребенку придумать предложение, в котором все слова начинаются со звука "М" (например, "Мама моет Машу мочалкой").
Дополнительные советы:
- Используйте наглядный материал, например, картинки, которые нужно подобрать на определенный звук.
- В процессе игры просите детей произносить услышанные звуки громко вслух, чтобы закрепить навык.
- Можно усложнить игру, добавляя больше звуков или предлагая найти звук в начале, середине или конце слова.
Хорошая новость: тренировать этот навык можно в игре. Родителям подойдут простые упражнения для дома.
- Игра «Угадай звук» — произнесите два слова, отличающихся одной буквой, попросите ребёнка найти разницу.
- «Кто на что похож» — придумайте слова, рифмы и сравнения («кот — плот», «дом — сом»).
- Слоговые цепочки — начинайте слово, а ребёнок продолжает: «ма — ма», «са — са».
- Прослушивание сказок и песен — чтение и музыка развивают слуховое внимание.
- Игры с хлопками — произнесите слово по слогам, ребёнок хлопает столько раз, сколько в нём слогов.
Почему важно начинать в детском саду
Развитие фонематического слуха у детей упражнениями особенно эффективно в дошкольном возрасте. Именно в этот период формируются основы речи и мышления.
В Sun School занятия проходят в игровой форме: логопедические игры, песенки, рифмовки и упражнения вплетены в ежедневные активности. Благодаря этому дети учатся слышать и различать звуки без давления и скуки, а в школе легче справляются с чтением и письмом.
Советы родителям
- Занимайтесь регулярно, но недолго — 5–10 минут в день достаточно.
- Хвалите ребёнка за старания, даже если результат не идеален.
- Используйте игру, сказки и песни — это проще и интереснее, чем «занятия ради занятий».
- При серьёзных трудностях лучше обратиться к специалисту.
Фонематический слух у детей дошкольного возраста — это основа для успешного обучения в школе. Развивать его можно дома, в игре, а также в детском саду с помощью специалистов. Главное — делать это спокойно, с интересом и поддержкой.

