Большинство родителей убеждены, что лето существует не для занятий, а для того, чтобы дети бегали, купались, загорали, отдыхали. С другой стороны, может лето – это как раз лучшее время, чтобы повторить материал? Или нет? Нужно ли ребенку заниматься летом – давайте выяснять.
Когда школы закрывают свои двери на три летних месяца, а дети предоставлены сами себе, родители выбирают, что лучше для ребенка: свободное или спланированное времяпрепровождение. И с той, и с другой стороны есть эксперты с твердым мнением.
Некоторые психологи считают, что мы должны позволять детям играть, скучать и самим решать, что делать с этой скукой. Они утверждают, что нужно соблюдать баланс, и дать ребенку возможность отдохнуть после 9 месяцев учёбы. Детскому мозгу нужен перерыв, чтобы расслабиться и потом лучше функционировать в сентябре.
Другое мнение у специалистов исследований в области образования. Они опасаются, что в некоторых семьях летние каникулы слишком часто означают время, проведенное детьми на диване, перед телевизором или в Интернете. Кому-то расписание занятий на лето может показаться оксюмороном, но детям нужна занятость и рутина.
Итак, нужно ли заниматься летом на каникулах, или дать ребятам передышку?
Структурированный летний отдых:
- позволит вспомнить пройденный материал, что значительно облегчит возвращение в школу в сентябре;
- знакомит с навыками и опытом, на которые у детей не было времени в течение учебного года, от изучения нового языка до написания компьютерного кода и геокэшинга;
- дает родителям и ребенку возможность сблизиться по общим интересам;
- сводит к минимуму вероятность того, что дети проведут летние каникулы за просмотром телевизора и игрой в видеоигры.
Свободное времяпрепровождение:
- позволяет детям открывать для себя новые увлечения, например, рисование, пение и т.д., самостоятельно находить выход из скуки;
- предоставляет ребенку возможность гулять на улице, кататься на велосипеде, заниматься активной физической деятельностью;
- помогает ребятам освободиться от контроля родителей и научиться принимать решения по своему усмотрению.
Вместо закрепления школьного материала – «уроки жизни»
Многие психологи за то, чтобы дети получали знания не из дополнительных летних занятий, а из повседневного опыта. По утверждению Андрея Смирнова, психолога-психотерапевта, повторение школьной программы летом ни к чему: «Сегодняшние дети проходят настолько насыщенное обучение, что растущий организм нуждается в отдыхе и переключении внимания. Нужно как можно больше гулять, заниматься подвижными играми и, желательно, полностью отвлечься от школы».
Эксперт предполагает, что физическая активность дает отдых нервной системе и психике, а значит, в новый учебный год успеваемость должна быть выше.
Все, что ребята выучили в школе хорошо проверять на основе жизненной практики.
«Умение быстро сосчитать отрабатывается при походе в магазин, там же можно прочитывать наименования товаров. Вот так легко и просто осуществлять практику в счете и чтении» – рекомендует Андрей Смирнов.
Можно нестандартно поупражняться в изучении иностранного языка. Просто предложите детям просмотр мультфильмов на английском/испанском/немецком языке, но с русскими субтитрами. Мозг ребенка предрасположен к изучению всего нового, а непривычные слова впитывает, как губка.
За завтраком можно попросить детей написать список дел на день или продиктовать для записи перечень продуктов, которые необходимо купить в магазине. Так ваш ребенок, сам того не подозревая, будет повторять уроки письма.
Несколько советов от Sun School, как сочетать отдых с учебой:
- Две недели июля (с начала каникул) и последние 14 дней августа дайте детям полноценный отдых. Промежуток, по желанию, заполняйте учебными занятиями, если нужно подтянуть те или иные предметы. Заниматься лучше не чаще 2 раз в неделю по одному предмету. Хорошо, когда учеба проходит в форме игры, чтобы наверняка заинтересовать ребенка.
- Предоставьте детям ресурсы для дополнительных занятий по тем предметам, что больше всего им по душе. Особенно если о таком желании ребенок сообщает сам. Тематические или лингвистические детские лагеря хорошо подходят для этого.
- Поддерживайте привычку читать. Хорошо бы, чтобы ребёнок читал не только книги из школьного списка, но и те, которые нравятся лично ему.
- Выкраивайте полчаса-час для занятий спортом. Особенно включающих равномерную нагрузку на правую и левую части тела – плавание, катание на велосипеде, скейтборде. Любые виды спорта развивают межполушарное взаимодействие, оттачивают умение планировать и организовываться.
Пора безделья – хорошо ли это? Все-таки, нужно ли летом заниматься школьнику?
Детям нужен отдых, а интенсивные летние «подтягивания» предметов могут отрицательно повлиять на отношение к учебе. В 1993 году психоаналитик Адам Филлипс писал: «Способность скучать может быть достижением в развитии ребенка. Дети должны научиться скучать, чтобы мотивировать себя заниматься чем-то. Скука – способ сделать детей самостоятельными». Согласитесь, есть над чем подумать.