По данным исследований Манчестерского университета, доказано, что IQ детей, посещавших занятия по ментальной арифметике, в среднем на 7,11 балла выше, чем у тех, кто не овладел этим навыком. Это уникальный подход, который позволяет сбалансированно развивать интеллектуальные и творческие способности детей, раскрывая их потенциал.
Ментальная арифметика сегодня довольно популярная образовательная программа. Современный ее формат создан в результате многолетней работы психологов, педагогов, специалистов в области образования, и основан на использовании древнего счетного устройства абака.
Корни этого метода уходят в Древнюю Грецию. Археологи обнаружили специальные счеты-абакусы. Эти «калькуляторы» многовековой давности помогали грекам складывать, вычитать, делить и умножать числа. Подобные устройства использовали и в Древней Азии. В Китае и Японии ментальная арифметика по сей день остается частью школьной программы.
Принцип ментальной арифметики – быстрый, точный подсчет без использования калькулятора и карандаша с бумагой. У большинства людей левое полушарие преобладает над правым, поэтому воображение, творческое мышление, фантазия работают плохо. Ментальная арифметика поощряет развитие обоих полушарий головного мозга.
Существует множество отличных стратегий ментальной математики для развития умственных способностей. Некоторые из них представляют собой впечатляющие трюки, например, умножение на 9 всегда дает результат, сумма цифр которого при сложении равна 9.
- 9 x 3 = 27; 2 + 7 = 9
- 9 x 4 = 36; 3 + 6 = 9
- 9 x 45 = 405; 4 + 0 + 5 = 9
- 9 x 765 = 6885; 6 + 8 + 8 + 5 = 27; 2 + 7 = 9
Устройство абакуса
Счеты состоят из нечетного числа вертикальных спиц, разделительной линии, бусин и рамки. Первая спица представляет единицы, вторая – десятки, третья – сотни и т.д. У счет обычно 13 спиц, но можно найти более крупные с 21, 23, 27 или даже 31 спицами.
Разделительная линия секционирует бусины на верхние и нижние. В секторе единиц верхняя бусина равна 5 единицам, нижние соответствуют 1 единице. В секторе десяток аналогично: верхняя – 50 единиц, нижние – каждая по 10 и т.д.
На рамке счетов имеются специальные знаки в виде черных, белых или цветных точек. Эти метки показывают расположение сотен, тысяч и миллионов.
Как работает ментальная арифметика?
Счеты помогают визуализировать числовой ряд и разбить его на более мелкие сегменты. Детей знакомят с работой счетов (задействуются обе руки), а затем учат мысленно визуализировать их во время вычислений. Представление воображаемых числовых рядов активизирует правую часть мозга, отвечающую за абстрактное мышление, а непосредственно счет стимулирует левое полушарие.
Одновременное вовлечение обоих полушарий мозга лежит в основе ментальной арифметики. Человеческий мозг функционирует намного лучше, когда используются обе его половины. Кроме того, ментальная арифметика полезна в долгосрочной перспективе. И родителям, и учителям знакома проблема летних каникул, когда дети после трехмесячного перерыва часто забывают часть материала, изученного в предыдущем классе. Это связано с запоминанием конкретных фактов, которые мозг стирает в пользу более актуальных и свежих знаний.
Однако ментальная арифметика – это не просто набор фактов, а навык, сродни езде на велосипеде. Освоив, его практически невозможно забыть.
Помимо возможности совершенствовать математические навыки, программа ментальной арифметики положительно влияет на развитие мышления, способствует формированию навыков и умений, необходимых ребенку в жизни: улучшает возможности обрабатывать и понимать информацию, распознавать детали, решать проблемы.
Ментальная арифметика плюсы и минусы
Подведем итоги преимуществ ментальной арифметики:
- Значительно расширяются знания математики, ребенок получает высокие оценки.
- Известно, что математические способности тесно связаны с чтением. Развитие одних качеств оказывает прямое влияние на другие.
- У ребенка одинаково развивается работоспособность правой и левой руки, что особенно важно для музыкантов.
- Ребенок становится сосредоточенным и приобретает уверенность в себе. У него появляется желание учиться.
- Развивается аналитическое мышление. Концентрируется внимание, факты, даты и другая ценная информация запоминаются быстро.
- Ребенок учится усидчивости, старается нести ответственность за проделанную работу, поступки в целом.
Какие могут быть недостатки у абакуса?
Их немного:
- Неспособность решать сложные математические задачи.
Когда дело доходит до высшей математики и геометрии – ментальные счеты не справятся с этой задачей.
- Счеты сбивают с толку.
Все эти бусины, ряды и спицы могут поначалу привести ребенка в недоумение.
- Требуют времени и постоянной практики.
С ментальной арифметикой вычисления и подсчеты делать проще простого. Однако для ее изучения и освоения правильных навыков может потребоваться время, длительная практика и хорошие наставники.
Почему эта техника сейчас так популярна?
Современным детям трудно концентрироваться и выполнять домашние задания. У них рассеяно внимание, не всегда есть желание интеллектуально развиваться. А школа предъявляет высокие требования к ученикам, ежегодно обновляя учебную программу. Дети неохотно приступают к домашним заданиям, сталкиваются с психологическим барьером из-за страха быть непонятыми.
Вот почему родители отдают предпочтение детским садам и школам, где придают большое значение формированию памяти, воображения, внимания, упорядоченности мышления. Например, в Sun School в процессе знакомства с ментальной арифметикой применяют подход, отличный от стандарта, используемого в государственных садах. Занятия проходят по запатентованной методике. Воспитатели считают, что ребенок имеет право на ошибку, при этом должен сам ее выявить.
С помощью ментальной арифметики дети в уме складывают десятизначные числа, оперируют с квадратными и кубическими корнями. Пятилетний малыш, который вычисляет четырехзначные числа, представляется чудо-ребенком.
Но является ли абакус магическим устройством? Сможет ли он превратить ребенка в гения? Вряд ли. Однако методика ментальной арифметики принесет пользу в долгосрочной перспективе. Рассматривайте ее как бессрочную инвестицию, улучшающую жизненные навыки.