8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Когда нужно заниматься скорочтением?

Когда нужно заниматься скорочтением?

Скорочтение – навык, который предполагает быстрое распознавание и усвоение текста, со скоростью чтения значительно превышающей среднюю, без ущерба для понимания. Обучение этому навыку может быть очень полезным для ребенка. Тем более, что дети осваивают эту технику гораздо легче и быстрее, чем взрослые. Когда же ребенку начинать учиться скорочтению? Давайте спросим об этом специалистов Sun School.

Когда нужно заниматься скорочтением?

Почему дети читают медленно

По словам В. А. Сухомлинского: «чтение лежит в основе развития личности ребенка, как фундамент всего дальнейшего образования». Если с самого начала обучения возникают трудности с буквами, вероятно, проблемы останутся. Постарайтесь не паниковать все поправимо.

Для начала определите проблему, из-за которой ребенок медленно читает: 

  • ограниченное периферийное зрение, при котором видно лишь часть слова, а не все целиком;
  • нарушенная артикуляция;
  • гиперактивность и синдром дефицита внимания;
  • привычка узнавать слово только после прочтения и т.д. 

Недостаточная техника чтения также может сообщать о проблемах, требующих исправления. В этом случае следует обратиться к профессионалам: логопедам, психологам, невропатологам. Решите основную проблему и добьетесь лучших результатов в освоении техники чтения.

Скорочтение это не суперсила, которой могут обладать лишь немногие. Как и любому навыку, этому можно научиться.

Нужно ли детям скорочтение и с какого возраста?

На примере эволюционного развития можно заметить, что процесс изменения в живой природе не происходят лишь потому, что какой-то организм захотел усовершенствоваться. Причина трансформации потребность адаптации к изменяющейся среде.

Точно также обстоит и с проблемой быстрого чтения: чтобы у ребенка созрела необходимость читать эффективнее, нужно, чтобы окружающие условия к этому подталкивали. Поэтому обучение скорочтению в возрасте 4-5 лет, скорее всего, не принесет результатов, поскольку интеллект малыша не позволяет воспринимать информацию, не соизмеримую с его жизненным опытом. Также хотим обратить ваше внимание, что скорочтение больше подходит для учебной литературы.

Прежде всего, у маленького ребенка необходимо сформировать пошаговые навыки обычного чтения:

  • понимание звуко-буквенных обозначений;
  • чтение по слогам;
  • освоение приемов чтения;
  • этап чтения.

Заинтересовывайте книгами, но подбирайте литературу, соответствующую возрасту и кругозору. Ведь эмоциональная реакция на события, сопереживание героям очень важны. Без эмоций малышу будет не понятна суть, быстро наступит усталость и отторжение материала. 

Уже в возрасте 6-8 лет дети обладают достаточным, хоть и небольшим объемом знаний о мире, который способствует скорочтению. К 10-11 годам ребенок подходит к этому вопросу довольно осознанно, а в 12-14 лет появляется насущная необходимость из-за увеличения учебно-информационной нагрузки. 

Скорочтение: за или против

Многие родители сомневаются, что когда отдадут ребенка учиться скорочтению, он начнет читать текст автоматически, не вдумываясь в содержание, и материал плохо усвоится. В самом деле, чересчур быстрая скорость чтения способна помешать неопытному новичку воспринимать текст. Но дело в том, что обучение скорочтению должно развивать не только молниеносное восприятие прочитанного, но и способность запоминать информацию. Только так удастся работать с текстом быстро и продуктивно. Чтобы добиться этого, важно подобрать качественную программу обучения скорочтению.

Две привычки, которые замедляют способность к быстрому чтению

Субвокализация – тот голос в голове, который звучит время от времени, когда читаем. Зачастую мы даже не осознаем, что делаем это. Чтобы уметь читать быстрее, следует научиться видеть слова, а не проговаривать их.

  • Как это изменить: прижать кончик языка к небу во время чтения – это не позволит случайно произносить слова, а также отвлечет мозг. Можно слушать классическую или инструментальную музыку во время чтения, чтобы заглушить внутренний голос.

Вторая вредная привычка – регрессия. Это когда вы дочитали до конца страницы и понимаете, что не усвоили прочитанное. В конечном итоге приходится вернуться и начать все сначала. Причина этого не в недостатке понимания, а в потере концентрации. 

  • Как это изменить: будьте активны и любознательны, задавайтесь вопросами: «Что это значит? Что я ищу? Какие ключевые слова и цифры мне нужно найти?». 

Дети готовы к переходу на скорочтение:

  • при активном, богатом словарном запасе;
  • развитом вербальном интеллекте;
  • расширенном зрении по оси и хорошим периферическим зрением;
  • высокой скорости зрительного восприятия;
  • подавленной внутренней артикуляции, то есть умении отключать артикуляционный аппарат во время чтения «про себя».

7 преимуществ скорочтения

  • развивает переключаемость внимания в ряду аналогичных задач;
  • совершенствует все виды и формы мышления;
  • улучшает внимание, память, воображение;
  • исправляет артикуляцию, улучшает дикцию;
  • позволяет сосредоточиться на концентрации внимания и усидчивости, чтобы не отвлекаться на занятиях;
  • скорочтение повышает самооценку ребенка в различных контекстах;
  • помогает идентифицировать ключевую информацию, учит анализировать текст, устанавливать связи между различными идеями и формировать мнение на основе прочитанного.


И все-таки, когда отдавать ребенка на скорочтение? Подводя итог, отметим, что перед обучением скорочтению нужно, чтобы у детей успели сформироваться такие качества, как сосредоточенность и концентрация внимания. Главное, действовать без излишнего усердия и интенсивных нагрузок.

Комментарии (0)
Оставить комментарий