Почему почерк «плывет»
Обучение чистописанию – одно из самых важных занятий для первоклассника, это ценный навык, который нелегко дается некоторым детям. На плохой почерк у ребенка могут влиять различные факторы, включая неготовность руки к точным движениям, слабое или избыточное сцепление пальцев с шариковой ручкой, проблемы с визуально-моторной интеграцией.

Плохой почерк у ребенка: причины
Обычно первоклассники испытывают трудности:
- с недостаточным развитием мелкой моторики;
- слишком сильным нажимом;
- неверным захватом;
- отсутствием системы поэтапного написания букв.
Большинство детей пишут четко и разборчиво к концу второго класса. Однако есть ученики, которые не справляются с механикой письма и к пятому классу – для них такое положение дел часто вызывает высокий уровень стресса и разочарования в своих способностях.
Проблемы с почерком могут приводить к отставанию ребенка в классе. Особенно грустно, когда умный ученик с трудом излагает свои мысли на бумаге, но преуспевает в устных ответах.
История Ольги – мамы 8-летнего Марка: «Как все мамы, я учила ребенка письму и чтению еще до школы, но он был крайне неусидчив. При этом хорошо считал в уме, запоминал большой объем информации, любил долго и интересно рассказывать. Очевидно, что мозг ребенка работал отлично, но из-за мнения учителей, что Марк либо ленится, либо притворяется, его интерес к учебе стал гаснуть. Со временем эти проблемы привели к формированию негативного отношения к школе и учебе».
Многие родители теряют надежду на улучшение почерка своего ребенка в начальной школе. Как изменить привычку, которая вырабатывалась на протяжении нескольких лет? Квалифицированные специалисты из команды Sun School предлагают множество простых занятий, которые помогут детям развить мелкую моторику, координацию рук и глаз.
Сохраняйте список необходимых упражнений для почерка у детей:
- Попросите ребенка писать буквы пальцем руки (ноги) в воздухе, на песке, воде, выложить пуговицами, вылепить из пластилина, мелом на асфальте, с помощью брызгалки и т.д. Это позволяет тактильным детям «почувствовать» букву, закрепляет в памяти ее форму. Такие упражнения являются хорошей разминкой перед началом более длительного сеанса письма.
- Используйте тетради с разлиновкой в узкую и косую линии. Меньше места – мало беспорядка, что особенно актуально для детей с проблемами зрительно-моторной сферы. Многие из них автоматически подстраивают размер букв под более узкие строки. Это также ограничивает лишние «хвосты» на некоторых буквах и облегчает чистописание.
- Как только ваш ученик научится калибровать размер букв, можете поработать над интервалами. Дайте ему палочку от мороженого, чтобы прикладывал ее после последнего написанного слова. Еще один отличный способ – использовать липкие маркеры «закладки для страниц» в качестве разделителя, это выглядит более «взросло». Их можно перемещать.
- Чтобы буквы не выходили за пределы линий, удобно писать на бумаге с рельефными углубленными линиями. Использование таких сенсорно-дружественных прописей ускоряет выработку хорошего почерка. Они многоразовые, с исчезающими чернилами. Все буквенные и знаковые изображения легко обводить авторучкой, потому что есть углубления, и рука изначально идёт правильно. Так дети чувствуют наклон и отрабатывают идеальную форму букв.
- Как исправить почерк у ребенка: с помощью специальной насадки на авторучку можно научить правильному захвату шариковой ручки в пальцах ребенка.
- При сенсорно-игровом подходе предлагайте писать на различных поверхностях: меловых досках, старых обоях, ненужных квитанциях, фольге, кальке, наждачной бумаге, воздушных шарах и т.д.
Тренировки для пальчиков:
– сжимать мяч, выжимать губку с водой;
– строить из деталей Lego;
– крутить «волчок», щелкать пальцами;
– застегивать пуговицы, открывать/закрывать кнопки на одежде (замки-молнии);
– вырезать ножницами поделки из бумаги (под присмотром);
– поднимать мелкие предметы пинцетом и щипцами, втягивать воду через пипетку;
– рвать бумагу, прижимая безымянный палец и мизинец к ладоням;
Упражняться ежедневно.
Базовые элементы письма (крючки, овалы, линии)
Подготовительный этап
- следить за правильной осанкой, сидеть за удобным столом;
- использовать комфортную ручку.
Линии
- чертить прямые, горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
- следить, чтобы рука двигалась плавно;
Овалы и круги
- обращать внимание на плавность линий, отсутствие углов;
- тренироваться в направлении против часовой стрелки.
Крючки и петли
- начать с простых крючков, последовательно добавлять петли;
- обращать внимание на четкие и плавные движения.
Можно рисовать узоры, используя только линии, овалы и крючки.
При написании букв потребуется терпение и последовательность. Уделяйте внимание каждым элементам букв и следуйте алгоритмам их написания. Это позволит развить красивый и разборчивый почерк.
-
Специфические проблемы с почерком у школьников
У многих детей, которые испытывают трудности с письмом, есть проблемы с вниманием, плохой координацией, орфографической и моторной интеграцией. Для точной диагностики необходима полная оценка логопедом или детским неврологом. Заключение квалифицированного специалиста поможет определить, присутствует ли нарушение зрения, дисграфия, дислексия, диспраксия или СДВГ.
Часто задаваемые вопросы о дисграфии
Что такое дисграфия?
Это нарушение обучения, обработки информации, которое проявляется трудностью с правописанием. Может затрагивать следующие особенности:
- формирование букв и цифр;
- правильное написание;
- организацию и выражение мыслей на бумаге.
Как определить, есть ли у ребенка дисграфия?
Он гораздо лучше выражает мысли устно, чем письменно. Другие признаки могут включать:
- неудобный захват авторучки;
- необычное положение тела или тетради во время письма;
- быструю утомляемость, жалобы на дискомфорт;
- плохо сформированные буквы;
- неспособность закончить слово, пропуск слов в предложениях;
- неправильную ориентация букв.
Что является причиной дисграфии?
Письмо – чрезвычайно сложный процесс, в котором задействованы различные органы чувств, мышцы и отделы мозга. Проблемы в любом из этих отделов могут привести к трудностям с письмом.
Насколько распространена дисграфия?
Примерно каждый пятый ребенок (чаще мальчики) испытывает трудности с выражением своих мыслей посредством письма.
Почему хороший почерк так важен
Поскольку рукописный текст является основным инструментом, используемым на многих предметах, при выполнении классных и домашних заданий, прохождении тестов, ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классе – плохой почерк может оказать серьезное влияние на успеваемость в школе. Довольно большой процент баллов на ЕГЭ теряют дети из-за неряшливого письма.
Вот почему важно исправить плохой почерк у детей на раннем этапе, до того, как он повлияет на уверенность и самооценку.
Недовольство почерком может привести к эмоциональному расстройству, беспокойству и избеганию писать, что влияет на общую успеваемость и самооценку детей. Важно оказывать эмоциональную поддержку по мере исправление почерка у ребенка, а также отмечать его прогресс и усилия. Отметьте сегодня маленький успех — похвалите за ровную строку. При правильном сочетании стратегий, занятий и полезных приспособлений каждый ребенок может полностью раскрыть потенциал своего почерка.

