Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте оказывает сильное влияние на социальные отношения малышей. Дети, которые эмоционально здоровы, способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками. Психоэмоциональная стабильность имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка.
Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и понимать чувства других. Однако социально-эмоциональное развитие предусматривает не только выражение эмоций. Оно включает в себя большее взаимодействие со сверстниками, участие в значимых отношениях с другими, контроль эмоций, следование распорядку и развитие позитивного образа себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного общего развития детей.
Основные маркеры изменений в эмоциональном развитии
Почти невозможно представить себе развитие психики дошкольников отдельно от изменений в когнитивном прогрессе, которые происходят в первое десятилетие жизни. По мере того, как память и мышление ребенка становятся более абстрактными, эмоциональное развитие также меняется.
- Социальная улыбка (от 2 до 3 месяцев)
Во время кормления грудью младенец обменивается взглядом с мамой. Мама отвечает улыбкой, использует слова, обращенные к младенцу. Младенец улыбается в ответ.
- Привязанность (от 6 до 12 месяцев)
Ребенок расстраивается, когда мамы нет, и успокаивается с ее возвращением.
- Социальные ориентиры (от 8 до 10 месяцев)
Ребенок наблюдает за взрослым, чтобы узнать, как реагировать эмоционально на его действия.
- Когнитивное развитие (от 3 до 5 лет)
Дети совершенствуются в восприятии мыслей и чувств. Прогресс происходит от понимания того, что два человека (я и другой) могут иметь разные желания и убеждения относительно одного и того же. Происходит понимание скрытых эмоций: мама может выглядеть счастливой, но сдерживать гнев внутри.
- Эмоциональная компетентность (от 7 до 10 лет)
Выражение эмоций используется для управления динамикой отношений, например, приветствие улыбкой нового друга.
Этапы психологического и эмоционального развития в дошкольном возрасте
3 года
- Играет в игры с воображаемыми предметами, животными и людьми.
- Копирует взрослых и друзей.
- Замечает других детей и присоединяется к ним в игре.
- Самостоятельно проявляет привязанность к друзьям .
- Беспокоится о плачущем друге.
- Демонстрирует широкий спектр эмоций.
- Успокаивается в течение 10 минут после ухода родителей.
- Может расстраиваться из-за серьезных изменений в распорядке дня.
- Выражает свои потребности и эмоции словами. Например, может сказать: «Я устал».
- Его меньше беспокоят правила и дисциплина, потому что начинает понимать причины этих ограничений.
- Признает свое хорошее поведение, гордится собой, просит одобрения взрослых.
- В этом возрасте у ребенка активное воображение, в связи с чем могут развиться определенные страхи, например, боязнь привидений.
4 года
- Проявляет интерес к новым впечатлениям.
- Во время игры притворяется кем-то другим (воспитателем, собакой, супергероем).
- Игра с воображаемыми героями более творческая, сложная.
- Одевается и раздевается самостоятельно.
- Предпочитает играть с другими детьми, а не в одиночку.
- Может назвать двух или более друзей.
- Утешает тех, кому больно или грустно.
- Сотрудничает с другими детьми.
- Часто не может отличить реальность и вымысел.
- Говорит о том, что нравится и не нравится.
- Любит быть помощником.
- Изменяет поведение в зависимости от того, где находится.
- Передает свой гнев посредством слов, мимики и жестов (топает ногами, скрещивает руки), а не через агрессивное поведение.
- Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на детской площадке.
5 лет
- Хочет радовать друзей.
- Старается быть похожим на друга.
- Соблюдает правила, играя в игры с другими.
- Осознает ожидания других людей по отношению к нему, испытывает стыд, когда терпит неудачу.
- Понимает значение очередности в игре.
- Знает отличие мальчиков от девочек, различает пол.
- Распознает реальность и вымысел.
- Демонстрирует большую независимость.
- Выполняет простую работу по дому.
- Может назвать город, в котором живет и домашний адрес.
Психика дошкольников склонна к резким перепадам настроения. Хотя их чувства могут быть очень сильными, они, как правило, кратковременны. Ребенок в одно мгновение может перейти от громких криков к спокойной игре.
В раннем детстве малыши могут испытывать трудности с тем, чтобы делиться. Умение ладить с другими детьми – важный навык. Всего за несколько лет ребенок научится проводить большую часть дня не дома с родителями, а, общаясь и играя с другими детьми.
Помните, что ожидания относительно этапов развития обусловлены культурными ценностями и предпочтениями. Основоположник социальной психологии Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми через ежедневное взаимодействие.
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Тактика взрослых, которая помогает детям развить психоэмоциональные навыки, включает моделирование соответствующих привычек, подкрепление хорошего поведения, обучение эмпатии и сотрудничеству.
Отношения с другими
Дошкольники совершенствуются в способности понимать и адекватно реагировать на чувства ровесников и взрослых. Дети со здоровым социально-эмоциональным развитием имеют баланс всех этих компонентов.
Самосознание
Дети дошкольного возраста совершенствуют способность контролировать свое тело во время различных видов деятельности в течение дня. Они учатся разговаривать со сверстниками, проводить самооценку и понимать, когда сделали правильный или неправильный выбор.
Эмоциональная регуляция
Ребенок проявляет эмоции разными способами, например, использует слова, чтобы выразить свои чувства: «Мне грустно». Сопоставляет выражения лица с такими эмоциями, как радость, злость, растерянность и т.д. Постоянно улучшает способность управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией и окружением.
Самостоятельность
Дошкольники выполняют множество задач по уходу за собой: одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка ко сну.
Как помогают детям развивать социально-эмоциональные навыки в частных садах Sun School
Моделируют соответствующее поведение
Наблюдение играет важную роль в том, как маленькие дети усваивают правила. Если ребенок видит, как взрослые делятся с другими своими чувствами, выражают благодарность, помогают – у малыша будет хорошее понимание того, как взаимодействовать с людьми вне дома.
Учат эмпатии
Взрослые могут развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, поощряя детей думать, что чувствуют другие люди. Начните с выяснения собственных чувств ребенка, спрашивая о произошедших событиях: «Что ты чувствовал, когда потерял машинку?».
Как только дети научатся выражать собственные эмоциональные реакции, начните задавать вопросы о том, что чувствуют другие люди. «Как ты думаешь, что почувствовала Кира, когда ты забрал у нее игрушку?».
Воспитывают в духе сотрудничества
Сотрудничество – один из навыков, который чрезвычайно выигрывает от непосредственного опыта. Предоставление ребенку возможности взаимодействовать и играть с другими детьми – лучший способ научить его общаться.
Иногда малышам может не нравиться играть со сверстниками, поскольку детям часто не хватает терпения и способности делиться. Со временем ребенок учится договариваться и находить компромиссы. Играя и взаимодействуя, дети развивают навыки решения социальных проблем.