8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте оказывает сильное влияние на социальные отношения малышей. Дети, которые эмоционально здоровы, способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками. Психоэмоциональная стабильность имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка. 

Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и понимать чувства других. Однако социально-эмоциональное развитие предусматривает не только выражение эмоций. Оно включает в себя большее взаимодействие со сверстниками, участие в значимых отношениях с другими, контроль эмоций, следование распорядку и развитие позитивного образа себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного общего развития детей.

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте оказывает сильное влияние на социальные отношения малышей. Дети, которые эмоционально здоровы, способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками. Психоэмоциональная стабильность имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка.    Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и понимать чувства других. Однако социально-эмоциональное развитие предусматривает не только выражение эмоций. Оно включает в себя большее взаимодействие со сверстниками, участие в значимых отношениях с другими, контроль эмоций, следование распорядку и развитие позитивного образа себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного общего развития детей.

Основные маркеры изменений в эмоциональном развитии 

Почти невозможно представить себе развитие психики дошкольников отдельно от изменений в когнитивном прогрессе, которые происходят в первое десятилетие жизни. По мере того, как память и мышление ребенка становятся более абстрактными, эмоциональное развитие также меняется.

  • Социальная улыбка (от 2 до 3 месяцев)

Во время кормления грудью младенец обменивается взглядом с мамой. Мама отвечает улыбкой, использует слова, обращенные к младенцу. Младенец улыбается в ответ.

  • Привязанность (от 6 до 12 месяцев)

Ребенок расстраивается, когда мамы нет, и успокаивается с ее возвращением.

  • Социальные ориентиры (от 8 до 10 месяцев)

Ребенок наблюдает за взрослым, чтобы узнать, как реагировать эмоционально на его действия.

  • Когнитивное развитие (от 3 до 5 лет)

Дети совершенствуются в восприятии мыслей и чувств. Прогресс происходит от понимания того, что два человека (я и другой) могут иметь разные желания и убеждения относительно одного и того же. Происходит понимание скрытых эмоций: мама может выглядеть счастливой, но сдерживать гнев внутри.

  • Эмоциональная компетентность (от 7 до 10 лет)

Выражение эмоций используется для управления динамикой отношений, например, приветствие улыбкой нового друга.

Этапы психологического и эмоционального развития в дошкольном возрасте

3 года

  • Играет в игры с воображаемыми предметами, животными и людьми.
  • Копирует взрослых и друзей.
  • Замечает других детей и присоединяется к ним в игре.
  • Самостоятельно проявляет привязанность к друзьям .
  • Беспокоится о плачущем друге.
  • Демонстрирует широкий спектр эмоций.
  • Успокаивается в течение 10 минут после ухода родителей.
  • Может расстраиваться из-за серьезных изменений в распорядке дня.
  • Выражает свои потребности и эмоции словами. Например, может сказать: «Я устал».
  • Его меньше беспокоят правила и дисциплина, потому что начинает понимать причины этих ограничений.
  • Признает свое хорошее поведение, гордится собой, просит одобрения взрослых.
  • В этом возрасте у ребенка активное воображение, в связи с чем могут развиться определенные страхи, например, боязнь привидений.

4 года

  • Проявляет интерес к новым впечатлениям.
  • Во время игры притворяется кем-то другим (воспитателем, собакой, супергероем).
  • Игра с воображаемыми героями более творческая, сложная.
  • Одевается и раздевается самостоятельно.
  • Предпочитает играть с другими детьми, а не в одиночку.
  • Может назвать двух или более друзей.
  • Утешает тех, кому больно или грустно.
  • Сотрудничает с другими детьми.
  • Часто не может отличить реальность и вымысел.
  • Говорит о том, что нравится и не нравится.
  • Любит быть помощником.
  • Изменяет поведение в зависимости от того, где находится.
  • Передает свой гнев посредством слов, мимики и жестов (топает ногами, скрещивает руки), а не через агрессивное поведение.
  • Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на детской площадке.

5 лет

  • Хочет радовать друзей.
  • Старается быть похожим на друга.
  • Соблюдает правила, играя в игры с другими.
  • Осознает ожидания других людей по отношению к нему, испытывает стыд, когда терпит неудачу. 
  • Понимает значение очередности в игре.
  • Знает отличие мальчиков от девочек, различает пол.
  • Распознает реальность и вымысел.
  • Демонстрирует большую независимость.
  • Выполняет простую работу по дому.
  • Может назвать город, в котором живет и домашний адрес.

Психика дошкольников склонна к резким перепадам настроения. Хотя их чувства могут быть очень сильными, они, как правило, кратковременны. Ребенок в одно мгновение может перейти от громких криков к спокойной игре. 

В раннем детстве малыши могут испытывать трудности с тем, чтобы делиться. Умение ладить с другими детьми – важный навык. Всего за несколько лет ребенок научится проводить большую часть дня не дома с родителями, а, общаясь и играя с другими детьми.

Помните, что ожидания относительно этапов развития обусловлены культурными ценностями и предпочтениями. Основоположник социальной психологии Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми через ежедневное взаимодействие. 

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Тактика взрослых, которая помогает детям развить психоэмоциональные навыки, включает моделирование соответствующих привычек, подкрепление хорошего поведения, обучение эмпатии и сотрудничеству.

Отношения с другими

Дошкольники совершенствуются в способности понимать и адекватно реагировать на чувства ровесников и взрослых. Дети со здоровым социально-эмоциональным развитием имеют баланс всех этих компонентов.

Самосознание

Дети дошкольного возраста совершенствуют способность контролировать свое тело во время различных видов деятельности в течение дня. Они учатся разговаривать со сверстниками, проводить самооценку и понимать, когда сделали правильный или неправильный выбор.

Эмоциональная регуляция

Ребенок проявляет эмоции разными способами, например, использует слова, чтобы выразить свои чувства: «Мне грустно». Сопоставляет выражения лица с такими эмоциями, как радость, злость, растерянность и т.д. Постоянно улучшает способность управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией и окружением.

Самостоятельность

Дошкольники выполняют множество задач по уходу за собой: одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка ко сну. 

Как помогают детям развивать социально-эмоциональные навыки в частных садах Sun School

Моделируют соответствующее поведение

Наблюдение играет важную роль в том, как маленькие дети усваивают правила. Если ребенок видит, как взрослые делятся с другими своими чувствами, выражают благодарность, помогают – у малыша будет хорошее понимание того, как взаимодействовать с людьми вне дома.

Учат эмпатии

Взрослые могут развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, поощряя детей думать, что чувствуют другие люди. Начните с выяснения собственных чувств ребенка, спрашивая о произошедших событиях: «Что ты чувствовал, когда потерял машинку?».

Как только дети научатся выражать собственные эмоциональные реакции, начните задавать вопросы о том, что чувствуют другие люди. «Как ты думаешь, что почувствовала Кира, когда ты забрал у нее игрушку?».

Воспитывают в духе сотрудничества

Сотрудничество – один из навыков, который чрезвычайно выигрывает от непосредственного опыта. Предоставление ребенку возможности взаимодействовать и играть с другими детьми – лучший способ научить его общаться.

Иногда малышам может не нравиться играть со сверстниками, поскольку детям часто не хватает терпения и способности делиться. Со временем ребенок учится договариваться и находить компромиссы. Играя и взаимодействуя, дети развивают навыки решения социальных проблем.

Комментарии (0)
Оставить комментарий