8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Почему нельзя подавлять детские эмоции

Почему нельзя подавлять детские эмоции

Родители часто сетуют, что плохое поведение детей ни что иное, как попытка привлечь внимание. И когда ребенок использует косвенные способы привлечения внимания, устраивая шум, дразня других детей, хвастаясь, капризничая, он рискует остаться незамеченным.

Неудивительно, что дети идут на многое, чтобы их заметили, например, заболевают. Малыши, которым слишком часто отказывали во внимании, могут стать ненасытными контрагентами эмоций. Однако, дети заслуживают столько внимания, сколько хотят, это базовая потребность человека.



Когда взрослые искренне уделяют ребенку внимание он вскоре насыщается им, становится более автономным. По мере взросления он просит все меньше родительского участия. О том, как работать с детскими эмоциями, поговорим со специалистами крупнейшей сети частных детских садов, Sun School.

Наказан за чувство

Некоторые родители строго отчитывают детей за то, что те плачут и капризничают. Давайте проясним: эмоции это не плохое поведение, они никому не причиняют вреда. С другой стороны, подавление эмоций наносит вред: если это регулярно повторяется, перегружается иммунная и пищеварительная системы, подрывается способность общаться с другими.

Эмоциональная цензура начинается рано. Один из самых распространенных звуков, с которым мама обращается к плачущему младенцу, это «тссссс». Она говорит это успокаивающе, но почему нужно просить его успокоиться? Все колыбельные включают слова «тише» и «не плачь». Между тем, первое, что следует сделать, наладить связь с младенцем, пока не исчезнет причина для плача.

Вместо того, чтобы запрещать ребенку проживать свои чувства, утешайте и поддерживайте его. Да, когда дети плачут или кричат ​​от ярости, мы чувствуем себя раздраженными, но это не их вина. Когда ребенок нажимает на эмоциональные кнопки родителей, нужно признать проблему, не возлагая ответственности на детские плечи.

Почему нельзя запрещать ребенку плакать

Осознание, принятие и, в конечном счете, оценка целого спектра чувств важны для эмоционального благополучия. Жизненно необходимо, чтобы каждый чувствовал себя ментально защищенным дома, на работе и в обществе.

Эмоции являются очень важным индикатором, когда что-то идет не так. Когда взрослые непреднамеренно учат детей сдерживать определенные эмоции (которые им неприятны/неудобны) одним из последствий этого будет то, что дети не сумеют выйти из опасных ситуаций, высказаться и просить о помощи.

Вот несколько распространенных выражений, которые препятствуют выражению эмоций:

  • «Нет ничего плохого, не из-за чего расстраиваться. Все в порядке».
  • «Перестань плакать и капризничать».
  • «Вытри свои слезы».
  • «Это не конец света».
  • «Что ты ноешь как девчонка».
  • «Рева-корова».

Когда взрослые пытаются погасить переживания, ребенок, в первую очередь, испытывает стыд за них, что только усугубляет проблему. Важно чувствовать все эмоции, включая неприятные, проживать их, давать им время. 

Вот несколько примеров «сопереживающих» слов, которые называют и принимают эмоции детей:

  • Я понимаю, что ты чувствуешь грусть/разочарование/раздражение/ревность.
  • Нормально чувствовать себя подавленным/грустным/злым/нервным.
  • Я посижу здесь с тобой, пока ты чувствуешь себя покинутым/напуганным/смущенным.
  • Это расстраивает/раздражает/вызывает разочарование, когда…
  • Когда происходит [определенная ситуация], это не очень приятно/справедливо/хорошо.

Родители могут помочь детям принять свои чувства, одновременно направляя их поведение – поскольку маленькие дети все еще учатся социально приемлемым способам выражения эмоций. Например, если ребенок в агрессии колотит кулаками в стену, его следует перенаправить на то, чтобы он бил по подушке. Эмоции так или иначе выплеснутся, но никто не пострадает. Можно сделать это, проговаривая: «Чувствовать себя расстроенным нормально, но бить/кусаться/кричать неприемлемо».

10 характеристик родителей, подавляющих эмоции ребенка

Психологи обнаружили общие особенности у родителей, пренебрегающих эмоциями:

  • Рассматривают негативные эмоции как вредные, хотят, чтобы эти чувства поскорее исчезли.
  • Стремятся воспитать позитивного ребенка, считают, что ребенок-бука – признак плохого воспитания.
  • Не обращают внимания, не замечают, когда ребенок расстроен.
  • Не разговаривают с ребенком, не учат его эмоциям.
  • Не позволяют ребенку открыто выражать негатив.
  • Пробуют отвлечь, подбодрить, отругать, пристыдить, раскритиковать или пригрозить наказанием, чтобы остановить негатив малыша.
  • Не имеют достаточного словарного запаса, чтобы описать различные чувства.
  • Рассматривают гнев как потерю контроля, агрессию или эгоизм.
  • Полагают, что грусть – это жалость к себе и пассивность.
  • Думают, что страх – это трусость.

Почему родители игнорируют чувства детей?

Игнорирование чувств детей очень распространенная практика воспитания.

Ниже приведены наиболее частые причины, по которым родители используют этот стиль воспитания.

  1. Они сами были так воспитаны

Негативные практики воспитания детей имеют тенденцию передаваться из поколения в поколение. Большинство родителей, не принимающих эмоции, были воспитаны именно так.

  1. Отрицают саму возможность 

Некоторые родители игнорируют вспышки гнева у детей, потому что не понимают их или не хотят с ними сталкиваться. Это может быть связано с жизненным опытом, смущением, страхом перед собственными чувствами. 

  1. Неверный метод воспитания

Иногда родители ошибочно полагают, что если не давать негативу выходить на поверхность, он со временем исчезнет сам собой. Так, вместо того чтобы справиться с ним здоровым образом, дети вынуждены подавлять свои чувства. 

Эмоционально подавленный ребенок

Поскольку эмоциональная «боль» у детей изучена гораздо меньше, чем у взрослых, специалисты не всегда знают, как она проявляется. При этом легко подавить эмоции ребенка, отмахнуться от них, рационализируя тем, что нервная система еще не развита, и малыши не помнят, насколько им было горько.

Но дети испытывают тот же спектр чувств, что и взрослые. Проблема в том, что они не всегда могут выразить их. Вместо того чтобы сказать: «Я плачу, потому что…», ребенок демонстрирует изменения в поведении. И тогда вы замечаете, что он спит больше/меньше, чем обычно. Жалуется на боли в животе перед садом/школой. Малыши сильнее капризничают, становятся более плаксивыми.

Дискомфорт может проявляться в виде перепадов настроения, трудностей с концентрацией внимания, раздражительности, отстраненности от социальной жизни и тревожности. Маленький ребенок не способен определить, что именно его беспокоит, поэтому важно обращать внимание на эти изменения, особенно когда они внезапны и нетипичны.

Почему детские эмоции нельзя оставлять без внимания

Когда переживания ребенка постоянно игнорируются, у него не остается причин для самовыражения. Весь его маленький жизненный опыт не имеет никакой ценности, потому что взрослые посчитали чувства малыша неважными.

После этого общение между родителями и детьми нарушается ребенок в дальнейшем менее склонен обращаться к ним с проблемами. Запрет на проявление эмоций может привести, по мере взросления, к долгосрочным осложнениям в психическом здоровье, включая депрессию и тревожность. Неспособность справляться со стрессом, быть уязвимым по отношению к другим повлияет на социальную жизнь и самооценку.

Неприятные эмоции принято «обходить стороной» и замалчивать ради продолжения комфортного общения. Это закладывается еще в детстве и сохраняется на всю жизнь. Когда вы показываете детям, что нормально говорить о своих ощущениях, вы помогаете им развивать важный эмоциональный интеллект.

Комментарии (0)
Оставить комментарий