Когда ребенок проявляет агрессию в общественных местах – родители часто не знают, как себя вести. Но что провоцирует такое неуправляемое поведение? И как поступать родителям в подобных ситуациях? На эти и другие вопросы мы попросили ответить психологов из Sun School.
Почему дети бывают неуправляемые?
Основной вопрос, который печалит родителей, – «Почему мой малыш позволяет себе такое поведение?». Особенно несправедливым это кажется любящим родителям, которые всеми силами старались избегать наказаний. Вероятно, во многом потакая ребенку, они не установили в семье четкие, прозрачные правила. Поэтому, что можно, а чего нельзя ребенок тестирует на личном опыте.
Противоположная ситуация, когда правил так много, что невозможно их выполнить. При этом, детям не дают подсказок или разрешенных способов по преодолению проблем. Неудивительно, что они продолжают вести себя так, как привыкли.
Порой, мама и папа устанавливают правила, но не хватает решимости их соблюдать, либо трудно договариваться о единой стратегии воспитания. Малыши быстро привыкают, в таких случаях, игнорировать слова родителей.
Если ребенок проявляет приступы гнева в школе, кричит на учителей, бросает или ломает школьные принадлежности – разберитесь, какое состояние дел с правилами и границами в семье. Понимает ли ребенок, какое поведение недопустимо? Знает он мирный способ выплеснуть энергию?
Важно помнить, что детям необходимы последовательные, предсказуемые и ясно обозначенные границы. Мир без границ для ребенка – пугающее царство хаоса, а его хулиганское поведение – попытки урегулировать хаос, или утвердить собственные нормы и ограничительные линии для других членов семьи.
Врачи, специализирующиеся на детском поведении, сходятся во мнении: неподчинение – не добровольное решение ребенка, а «выученное поведение», когда дети усваивают, что истерики приносят желаемый результат.
Что такое оппозиционное поведение?
Есть дети с сильной волей, которые уже родились со стремлением к неповиновению. У других это может быть реакция на кратковременное травмирующее событие. А кому-то из детей может быть официально поставлен диагноз: оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) – нарушение импульсивного контроля, которое выражается в нарочитом неповиновении, провокационном, агрессивном поведении, стремлении раздражать, задевать людей.
Согласно отчету Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), до 16 процентов детей страдают OВР. Из них мальчики более склонны спорить со взрослыми и выходить из себя, в то время как девочки могут обманывать и не идти на сотрудничество.
Что делать если дети стали неуправляемыми? Важно отличать ребенка с ОВР от малыша, который демонстрирует разрушительное поведение из-за острой социальной травмы, например, развода родителей или внезапного переезда. Такая реакция на травматическое событие, как правило, носит временный характер.
Что выводит из себя непослушного ребенка?
Слово «триггер» стало модным в последнем десятилетии, но этот термин здесь уместен. Плохой сон усугубляет поведенческие проблемы у детей, он может быть ключевой причиной. Конфликт становится особенно актуальным с внедрением технологий, негативно влияющих на сон. Неожиданные изменения в распорядке дня, резко сформулированные просьбы, непоследовательные переключения между видами деятельности или ситуациями, задания, которые не соответствуют уровню развития – все это распространенные триггеры, которые могут сделать ребенка неуправляемым.
Как реагировать родителям, если дети стали неуправляемые?
- Не поддавайтесь искушению прекратить эмоциональный срыв у ребенка, предоставив то, что он хочет. Уступая, вы учите: истерики работают.
- Подождите, пока стресс закончится. Не пытайтесь урезонить разбушевавшегося ребенка.
- Держите себя в руках. Резкая, эмоциональная реакция, как правило, усиливает агрессию ребенка. Сохраняя спокойствие, вы демонстрируете тот тип поведения, который хотите видеть у малыша.
- Игнорируйте негативное поведение и хвалите позитивные моменты.
- Ребенок должен знать последствия негативного поведения, а также какое вознаграждение ждет за послушание. Каждый раз неукоснительно следуйте этим правилам.
- Установите и поддерживайте режим дня. Распорядок снимет эмоционально-волевую нагрузку и создаст ощущение стабильности. Но не контролируйте весь день ребенка – оставьте свободное время для игр и отдыха.
- Объясните ребенку, какое поведение недопустимо. Предложите приемлемые варианты для выброса энергии, к примеру: портить вещи и оскорблять людей нельзя, но можно в своей комнате кричать, бросать подушки и рвать бумагу.
- Позвольте поплакать. Вы можете не понимать, почему ребенок рыдает, пусть он проработает эту ситуацию, завершит ее. Просто посидите рядом с ним, не отвлекайте, не переключайте внимание. Поддержите словами: «Ты, должно быть, устал. Я люблю тебя и всегда буду рядом».
- Придумайте поощрения за хорошее поведение. Допустим, если малыш продержится неделю без срывов – пойдет с вами в аквапарк. Отмечайте успехи детей каждый раз, когда им удается контролировать свои эмоции.
Как быть с неуправляемым ребенком и при чем здесь эмоциональный интеллект?
Обращать внимание на эмоции и называть их – значит освоить управление ими. Родители могут помочь ребенку делать это, моделируя свое поведение. Например, вы забыли пакет с продуктами в супермаркете, скажите: «Я расстроена! Сделала покупки и оставила их в магазине». После признания своих чувств смоделируйте навык решения проблем: «Я сейчас подышу, чтобы успокоиться – это мне помогает, а потом поеду за пакетом».
Дети начнут перенимать эти навыки, но им понадобится дополнительная поддержка, поскольку они еще только учатся справляться с эмоциями.
Самоконтроль – одна из частей эмоционального интеллекта, особенно важная для прогнозирования достижений у детей. Дети, которые способны сдерживать гнев (часто вызванный эмоциями) и избегать отвлекающих факторов, способны демонстрировать хорошие социальные навыки и достигать своих целей.