Минич Светлана, руководитель лаборатории «Педагогики и психологии»
Научно-методический отдел школьной программы
Обучение в подготовительном классе рассматривается как базовый этап перехода между дошкольной и начальной ступенями образования. Именно переходу от детского сада к школе уделяется повышенное внимание со стороны субъектов образовательной деятельности.
Проблема перехода к обучению в школе представлена в научных публикациях, нормативных документах стран ОЭСР, регламентирующих деятельность в системе образования, является предметом дискуссии между субъектами, вовлеченными в образовательную деятельность.
Переход рассматривается как динамичный процесс, в который вовлечены все субъекты образовательной деятельности. Он включает совокупность условий, предшествующих и сопутствующих вступлению ребенка в новый социальный контекст.
Одним из ключевых показателей благополучного перехода из дошкольной организации в школу является эмоциональное благополучие и отсутствие чрезмерной тревоги по отношению к педагогам, сверстникам и ситуации проверки уровня освоения образовательной программы.
Связанные с переходом изменения порой могут вызвать у ребенка тревожность, стать источником негативных переживаний. Благополучным окончанием перехода считает момент, когда ребенок начинает ощущать свою принадлежность к школе. Это позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности и снизить напряжение.
Значимость организации процесса перехода также обусловлена существованием риска того, что ряд важных достижений ребенка в рамках дошкольного периода могут сойти на нет в начальных классах в случае неорганизованного, жесткого перехода, в то время как меры по организации благоприятного перехода позволять снизить риск академической неуспешности и дезадаптации до минимальных значений, что подтверждено результатами исследований [1, 2, 3].
Организация благоприятного перехода стало одним из значимых направлений образовательной политики стран ОЭСР. Она осуществляется на уровне органов управления образованием: создаются соответствующие стандарты, происходят изменения в системе подготовки и переподготовки кадров, организована просветительская работа.
Организация благоприятного перехода, предполагающая предоставление ребенку необходимой поддержки, выстраивание образовательного процесса с учетом зоны его ближайшего развития способствуют формированию позитивной самооценки и вовлеченности в жизнь образовательной организации [5].
Благополучным окончанием перехода считает момент, когда ребенок начинает ощущать свою принадлежность к школе. Это позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности и снизить напряжение.
В отчете ОЭСР отмечено, что переходы, которые хорошо подготовлены и ориентированы на ребенка, организованные под управлением обученного персонала, сотрудничающего друг с другом, с использованием соответствующей учебной программы, являются условиями того, что положительные результаты обучения и ухода в раннем возрасте будут сохранены.
По данным отчета, существуют следующие виды практик организации перехода к школе. В ряде стран организован отдельный год, класс или группу для детей последнего года обучения в дошкольном образовании или за год до того, как дети пойдут в начальную школу.
Данные, полученные из 41 юрисдикции, показывают, что более половины (56,1% или 23 юрисдикции) имеют отдельный переходный год или отдельную группу, класс в организациях дошкольной ступени для детей за год до того, как они поступают в начальную школу (Рис. 1). В 47,8% этих юрисдикций (11 из 23) это обязательный год или класс.
Рис.1. Более половины стран предлагают отдельный год или класс/группу за год до обязательного начального образования (2016 г.).
В Швеции дети идут в обязательную начальную школу в семь лет, а для шестилетних детей существует отдельный дошкольный класс, чтобы облегчить переход от дошкольного образовательной организации к школе.
В других странах группа или класс для детей в последний год перед обязательным начальным образованием не так четко отделены от дошкольного образования и начального образования.
В Нидерландах дети начинают заниматься по уходу за детьми и продолжают дошкольное образование в начальной школе, после чего идут в первый класс.
В 47% юрисдикций (14 из 30) дети переходят из интегрированной среды дошкольных организаций в начальную школу.
Переход из дошкольного образования в школу играет важную роль в выстраивании образовательного маршрута ребенка, влияет на его успехи в начальном образовании.
Благоприятный переход от дошкольного образования к начальной школе может повысить вовлеченность в учебу, обеспечить хороший старт в начальной школе [4].
Хорошо подготовленное начало и переход также взаимосвязано с более высокими показателями результативности в период завершения обучения в школе, успешным развитием навыков и приобретением академических компетенций [5,6,7,8].
Во многих странах мониторинг переходов не обязательно относится к традиционной форме проверки или оценки условий и их практики. Они могут относится к процессу сбору информации о развитии ребенка в определенный момент времени (до или после того, как он пойдет в начальную школу), или данным школьной администрации, которые отслеживают, поступают ли дети в начальную школу, каковы их основные характеристики и посещали ли они дошкольное образование до поступления в школу.
В 14 из 30 стран, по которым имеются данные, мониторинг переходов не является обязательным. В Нидерландах переходы не контролируются инспекциями, но часто являются предметом исследований.
Тем не менее, в части стран (16 из 30) переходы отслеживаются. В девяти странах мониторинг осуществляется как на уровне дошкольного образования, так и на уровне начальной школы: Канада, Чешская Республика, Колумбия, Венгрия, Япония, Словения, Испания, Швеции и Швейцарии. В четырех странах (Дания, Польша, Португалия и Уэльс) более распространено отслеживание переходов на уровне начальной школы, тогда как в оставшихся трех странах они отслеживаются в основном на уровне дошкольного образования (Австрия, Хорватия и Словацкая Республика).
Для мониторинга переходов не используется какой-то один метод, и мониторинг практики перехода только или независимо от нее является редкостью.
Вместо этого переходы являются частью более широкого мониторинга дошкольных организаций или школ, который обычно проводятся на местном уровне.
Из 16 стран, отслеживающих переходы, 9 указали, что переходы могут быть включены в проверки (Австрия, Хорватия, Чешская Республика, Япония, Новая Зеландия, Португалия, Словацкая Республика, Словения и Швейцария). Двенадцать юрисдикций и стран упомянули, что опросы родителей являются обычными инструментами для оценки или оценки перехода (Австрия, некоторые юрисдикции Канады, Хорватия, Финляндия, Германия, Венгрия, Япония, Новая Зеландия, Польша и Португалия).
Портфолио, отчеты о развитии детей или оценки развития, являются распространенным инструментом для мониторинга переходов в 11 странах (Австрия, некоторые юрисдикции Канады, Хорватия, Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Новая Зеландия, Польша, Португалия и Швейцария). В Канаде используются табели успеваемости учителей, индивидуальные образовательные планы или дневник раннего развития. В Дании проводится обязательная языковая оценка для всех детей в дошкольных классах, целью которой является адаптация планирования и практики учителя к языковым навыкам ребенка. В Венгрии проверка зрелости ребенка для школьного образования может проводиться на основе документации о развитии ребенка. Если необходима дополнительная оценка, требуется поддержка специализированных педагогических служб или экспертов (например, психологов). В Швейцарии оценка готовности ребенка к школе является частью переходного процесса.
Согласованность учебных программ означает согласованность и преемственность между учебными программами дошкольного образования и начальной школы с точки зрения содержания, педагогики или целей развития в течение переходного года (т. е. охватывающих как минимум последний год дошкольного образования и первый год начального образования).
В 78% юрисдикций учебные программы последнего года обучения в системе дошкольного образования и первого года обучения в начальной школе, как правило, совпадают, хотя способ их согласования различается в разных юрисдикциях. В 24% юрисдикций (14 юрисдикций из 59) структура учебной программы как минимум для последнего года обучения в дошкольной организации полностью интегрирована с учебной программой начальной школы, состоит из одного учебного документа.
Кроме того, примерно в половине юрисдикций (32 юрисдикции из 59) учебная программа дошкольных организаций, по крайней мере, для последнего года согласована с учебной программой начального образования. Согласованность означает, что учебные программы описываются в отдельных документах для каждого уровня образования с учетом возрастных целей и перспектив, но документы тематически согласованы для обеспечения педагогической преемственности. В 22% стран (13 стран из 59) учебная программа дошкольной ступени, по крайней мере, для последнего года, не согласована и не интегрирована со структурой начального образования.
Выявлены следующие международные тенденции:
- В 78% участвующих юрисдикций существует преемственность в учебных планах между дошкольными организациями и начальной школой: 54% четко согласовывают учебные программы для двух уровней (например, Чили, земли Германии и Финляндия); в то время как 24% имеют полностью интегрированные учебные программы (например, Италия и Швейцария).
- Многие юрисдикции включили в свои дошкольные учебные программы новые содержательные области, к ним относятся навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), иностранные языки, этические и гражданские ценности, а также здоровье и благополучие. Эти дополнения приводят дошкольную учебную программу в большее соответствие с начальным образованием.
Ключевыми индикаторами благополучного перехода к обучению в школе принято считать следующие:
- дети чувствуют себя в безопасности, испытывают поддержу; социально и эмоционально устойчивы, ощущают свою принадлежность к классу и образовательной организации; находятся в позитивных отношениях с педагогами и сверстниками; воспринимают себя как к хороших учеников, демонстрируют склонность к обучению;
- родителям доступна информация, связанная с особенностями переходного периода; они вовлечены в школьную жизнь, участвуют в мероприятиях, общаются с учителями; отношения между родителями и школой построены на обоюдности, ответственности, отзывчивости и взаимоуважении;
- воспитатели и учителя хорошо подготовлены к реализации поставленных задач, имеют заранее продуманный план мероприятий по переходу.
Эти индикаторы - условия дальнейшей успешности и благополучия ребенка [9].
Использованная литература:
- Arnold C. (2004). Positioning ECCD in the 21st century. Coordinators‘ Notebook: An International Resource for Early Childhood Development. Vol. 28;
- Duncan G.J., Dowsett C.J., Claessens A., Magnuson K., Huston A.C., Klebanov P., Pagani L.S., Japel (2007) School readiness and later achievement. Developmental Psychology, 43 (6);
- OECD (2017), Starting Strong V: Transitions from Early Childhood Education and Care to Primary Education, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/9789264276253-en.
- Ahtola A., Silinskas G., Poikonen P.-L., Kontoniemi M., Niemi P., & Nurmi J.-E. (2011). Transition to formal schooling: Do transition practices matter for academic performance? Early Childhood Research Quarterly, 26(3);
- UNICEF (United Nations Children’s Fund) (2012), School Readiness and Transitions, UNICEF, New York;
- Arnold, C. (2004), “Positioning ECCD in the 21st century”, Coordinators’ Notebook, no. 28, Consultative Group on Early Childhood Care and Development, www.unicef.org/southafrica/SAF_resources_ poseccd.pdf;
- Dockett, S. and B. Perry (2007), Transitions to School. Perceptions, expectations, experiences, UNSW Press, Sydney;
- Duncan, G. J.,et al. (2007), “School readiness and later achievement”, Developmental Psychology, Vol. 43/6;
- Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте: информационный бюллетень/А.К. Нисская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. - НИУ ВШЭ, 2022.