8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Билингвальное обучение и его влияние на структуры мозга ребенка

Билингвальное обучение и его влияние на структуры мозга ребенка

Минич Светлана, руководитель лаборатории «Педагогики и психологии»

Николай Горелов, клинический психолог, аналитик лаборатории «Педагогики и психологии»

Научно-методический отдел школьной программы



Нейрон – нервная клетка, составляющая структур нервной системы организма человека. Под органами нервной системы имеются в виду органы центральной нервной системы – головной и спинной мозг. Высшая нервная деятельность, связанная с перешифровкой речевых сигналов, регулируется структурами головного мозга. 

Таким образом, под нейронными связями, образующимися в результате билингвального обучения, можно понимать связи, образующиеся между структурами головного мозга, а также активность определенных их зон, которая ими обусловлена. С позиции нейропсихологического подхода можно судить о функционировании структур и зон мозга по результату и характеру выполнения психической деятельности (в том числе, по восприятию и генерации речи). 

В первую очередь, важно разграничить между собой различные типы билингвизма. Билингвизм, опыт которого дети получают при внедрении второго языка в рамках обучения в детском саду, относится к последовательному раннему билингвизму в младшем возрасте (Куфтяк, Ханухова, Пойманова, 2019), при условии, что ни один из родителей/законных представителей ребенка не использовал в общении с ним второй язык ранее, а также если семья не живет в иноязычной среде (в этих случаях корректнее говорить о синхронном билингвизме). 

При изучении индивидуального многоязычия также принято разграничивать билингвизм, формирующийся в процессе естественной коммуникации, и учебное двуязычие, формируемое в результате целенаправленного обучения языку. 

Нейропсихологические характеристики, необходимые для естественного билингвизма и успешного освоения неродного языка в условиях обучения, не могут совпадать в полной мере. Поэтому в данном тексте мы рассмотрим в большей степени то, что относится к раннему искусственному билингвизму. 

Успех в овладении языковыми компетенциями зависит от вербальной памяти (умению запоминать услышанное и перерабатывать речь), объема оперативной памяти (возможности оперировать одновременно большим количеством единиц) и имитационных способностей (насколько хорошо получается у ребенка повторить услышанное) (Кабардов, 1989). 

При обработке речевого сигнала на неродном языке рано овладевшие языком билингвы точно и быстро ориентируются в пределах категории (имеются в виду особенности мышления – систематизация получаемой информации), в то время как для взрослых билингвов более простой операцией является противопоставление категорий (Archila-Suerte, Zevin, Bunta, Hernandez 2011). При раннем билингвизме формируется тонкий фонематический слух, способность различать акценты, варианты произнесения, что обеспечивает отсутствие акцента в речи на втором языке.

Для билингвов, в отличие от монолингвов (владеющие одним языком), характерна большая пластичность мозга (способность выстраивать новые нейронные связи между структурами мозга), способность распределять внимание между несколькими видами деятельности и быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой (Mechelli, Crinion, Noppeney et al., 2004).

Что касается возможных недостатков, то у билингва не могут сформироваться прочные нейронные связи (в сравнении с монолингвами) между звуковым (или графическим) образом слова и его значением. Вместо одного нейронного пути от структур, хранящих аудиообразы (графического образа) к семантическому хранилищу ведут два разных нейронных пути, сила и эффективность каждого из которых зависит от того, насколько часто билингв использует тот или иной язык (Dijkstra, 2005).

Планирование и высказывание речи билингвами задействует более сложный нейронный ансамбль, чем тот, что обеспечивает речепорождение монолингвов. Для разрешения ситуаций лексического выбора активируется та система мозга, которая обычно отвечает за разрешение любых конфликтов, но не участвует в порождении речи (дорсальная префронтальная кора и передняя поясная извилина). В модели Abutalebi and Green (2007) приводятся доказательства установления связей между префронтальной корой, поясной извилиной, нижней теменной корой (39 и 40 полями Бродмана) и базальными ганглиями в процессе производства речи у билингвов. 

Все перечисленные зоны коры связаны посредством подкорковых структур базальных ганглиев, в частности хвостатого ядра, которое тоже отвечает за разрешение конфликтов. В таком случае билингвы для решения вербальных задач располагают большими мозговыми ресурсами в сравнении с монолингвами. 

При выборе слова в случае переключения между языками у билингвов активированы те мозговые структуры, которые у монолингвы отвечают за разрешение проблемы выбора каких-либо невербальных единиц, а именно дорсолатеральную префронтальную кору и хвостатое ядро (Bialystok, 2009). Аналогичным образом, к решению невербальных задач у билингвов, в отличие от монолингвов, подключается зона Брока и другие отделы фронтальной коры (обычно отвечающие за речь), помимо дорсолатеральной префронтальной коры и хвостатого ядра. Гибкость обработки информации мозгом билингва проявляется как в контроле за умственной деятельностью, так и в распределении внимания при переключении с одной задачи на другую (Marzecová, Bukowski, 2012).

Ранний билингвизм может защитить мозг от быстрого старения. При раннем билингвизме наблюдается большее количество серого вещества в нижней теменной коре, что служит своеобразным когнитивным резервом для стареющего мозга (Mechelli et al. 2004), а также за счёт вышеупомянутой пластичности мозга (залог большего ресурса для восстановления мозга в случае повреждения структур). 

Использованная литература:

Башкова И.С., Овчинникова И.Г. Нейропсихологическая характеристика билингвизма/ Вопросы психолингвистики. – 2013. – № 17. – С. 53-69.

Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности и склонности // Способности и склонности: комплексные исследования. – М., 1989. – C. 103-128.

Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойманова Е.В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. – 2019. – No2(92). – С. 30–39. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10042

Abutalebi, J. & Green, D. Bilingual language production: The neurocognition of language representation and control. Journal of Neurolinguistics, 20, P. 242–275.

Archila-Suerte, P., Zevin, J., Bunta, F. & Hernandez, A.E. Age of acquisition and proficiency in a second language independently influence the perception of non-native speech. Bilingualism: Language and Cognition. Volume 15. Special Issue 01. January 2012, pp. 190-201.

Dijkstra, T. Bilingual visual word recognition and lexical access. In Kroll & de Groot (eds.), pp. 179–201.

Hakuta Kenji, Bialystok Ellen and Wiley Edward. “Critical Evidence: A Test of the Critical Period Hypothesis for Second Language Acquisition”, Psychological Science, Vol. 14, No. 1, pp. 31-38.

Marzecová Anna, Bukowski Marcin, Angel Correa, Marianna Boros, Juan Lupiáñez, Zofia Wodniecka. Are bilinguals more flexible than monolinguals? Investigating mechanisms of cognitive control and temporal orienting. // Пятая Международная конференция по когнитивной науке. 18-24 июня 2012 г., – Калининград, Россия. Том 1. 2012. – С. 125.

Mechelli A., Crinion J.T., Noppeney U., et al. Neurolinguistics: Structural plasticity in the bilingual brain, Nature 431, 2004, p. 757.




Комментарии (0)
Оставить комментарий