Каждый взрослый хочет, чтобы его ребенок преуспел в чем-то и оставил свой след в этом мире. Мы поговорили с экспертами Sun School о прогнозировании и развитии индивидуальных способностей ребенка.
Родители никогда не бывают полностью объективны, когда дело касается детей. Некоторые недооценивают талант ребенка, другие переоценивают одаренность малыша и приписывают блестящие умственные способности. Посмотрим правде в глаза: вырастить гения – трудно осуществимое занятие. Попытаться раскрыть задатки ребят гораздо полезнее, ведь каждый навык, который остается незамеченным, представляет собой упущенную возможность в будущем.
Исследование интересов ребенка
Предоставить малышу много возможностей для самореализации – единственный способ раскрыть его потенциал. Пусть экспериментирует с модельным бизнесом, спортом, музыкой, пишет картины, танцует и решает логические головоломки. Детский интеллект будет развиваться при любой форме умственной практики. Привлекайте ребенка к творческой деятельности даже если у него появилась склонность к математике. Найдите способы пробудить интерес к литературе, учитывая его любовь к футболу.
Советы родителям по наблюдению за играми и занятиями детей
Мониторинг увлечений детей может дать ценную информацию об их талантах и способностях:
- Смотрите, не вмешиваясь: наблюдайте тихо и ненавязчиво, чтобы увидеть естественное взаимодействие с окружающей средой. Не направляйте его игру (деятельность), чтобы не разрушить истинное представление о его интересах и навыках.
- Обратите внимание на виды деятельности, которые постоянно вызывают интерес ребенка. Его тянет строить, рисовать, решать головоломки, играть с числами или рассказывать истории?
- Определите повторяющиеся темы или закономерности в играх. Часто ли разыгрывается определенный персонаж или профессия? Отдает ли ребенок предпочтение шахматам или ему нравится сочинять мелодии?
- Понаблюдайте, как долго дети могут концентрироваться на задаче и справляться с проблемами и препятствиями. Ребенок часто проявляет одаренность в тех областях, где демонстрирует редкую сосредоточенность.
- Вопросы, которые задают дети, могут очень многое рассказать об их интересах и потенциальных дарованиях.
- Предлагайте различные типы материалов и занятий, чтобы увидеть, что больше всего нравится ребенку. Это могут быть принадлежности для рисования, музыкальные инструменты, наборы для опытов или спортивные аксессуары и оборудование.
- Следите за социальным взаимодействием: как дети взаимодействуют с другими во время игры. Предпочитают ли совместную деятельность или удобнее заниматься в одиночку? Лидерские качества, эмпатия и коммуникативные способности часто проявляются в социальной среде.
- Документируйте наблюдения, чтобы отслеживать развитие с течением времени. Заметки, фотографии или видео могут помочь родителям распознать прогресс, изменения и новые увлечения.
- Разговаривайте с ребенком о его играх и занятиях. Такие диалоги могут дать более глубокое понимание того, в чем заключаются его природные способности.
Развитие индивидуальных способностей детей дошкольного возраста. Различные типы интеллекта по Говарду Гарднеру
Г. Гарднер, психолог из США, выдвинул теорию, объясняющую формы детского интеллекта. Ученый утверждает, что недостаточно определить развитие таланта с помощью теста IQ. При оценке потенциала необходимо учитывать склонности к рисованию, музыке, танцам и т.д. Так возникла концепция множественного интеллекта, согласно которой у малыша могут преобладать любые 1-2 из восьми категорий интеллекта.
- Телесно-кинестетический
Дети с телесно-кинестетическим интеллектом обычно преуспевают в спорте и физических активностях. Они много двигаются, хорошо координируют движения.
- Визуально-пространственный
Ребенок с таким уровнем интеллекта талантлив в различных видах искусства, связанных со скульптурой и рисованием. Он может точно воссоздать некие события и умеет определять размеры предметов. Часто использует изображения, чтобы передать идеи и эмоции. Впоследствии может стать квалифицированным художником, архитектором или специалистом в смежных профессиях.
- Логико-математический
Способность ребенка к математическим рассуждениям и аргументации коррелирует с уровнем его логического интеллекта. Умение находить решения различных проблем – важнейший компонент логико-математического интеллекта. Ребенок обладает таким интеллектом, если он проницателен, креативен, логичен, умеет объяснять и понимает намеки.
- Музыкальный
Дети, которые любят музицировать, петь и отбивать различные ритмы – носители такого интеллекта. Они невероятно чувствительны к звукам. У них, как правило, хороший голос, отличное чувство ритма и слух.
- Лингвистический
Этот вид интеллекта присутствует у постоянно читающего ребенка. У него хороший почерк, есть «врожденное» понимание синтаксиса и ясность, как писать сложные слова.
- Экзистенциальный
Если у ребенка такой интеллект, ему не будет скучно или страшно, когда его оставят одного. Этот тип связан с такими чертами, как независимость, самосознание и ответственность. Экзистенциальные дети используют интуицию, мышление, видят взаимосвязи бытия и вселенной.
- Межличностный
Такие дети умеют хорошо общаться. Обычно им нравится проводить время с другими людьми, у них много друзей. Они способны к общению с людьми любого происхождения, понимают, как действовать в различных обстоятельствах.
- Натуралистический
Ребенок обладатель такого интеллекта, если любит природу и животных, обожает проводить время на свежем воздухе, интересуется различными природными явлениями.
Знание того, как проявляется каждая из восьми категорий интеллекта, поможет определить сильные стороны вашего ребенка.
Долгосрочная перспектива
Способности детей могут значительно развиваться по мере роста и приобретения новых знаний. Вот более детальный взгляд на этот динамичный процесс:
Ступени развития
Дети проходят различные стадии развития, которые влияют на их интересы и способности. Например, мелкая моторика, необходимая для рисования или письма, улучшается с возрастом, и может привести к появлению художественных талантов в более поздние годы.
Опыт
Поскольку дети знакомятся с разными видами деятельности и окружающей средой, у них могут развиться новые интересы и навыки. У ребенка, изначально не интересующегося музыкой, может возникнуть любопытство к ней после посещения концерта.
Трансформация интересов
Интересы детей со временем меняются. Это естественно. Увлечение динозаврами может перерасти в более широкое пристрастие к науке по мере того, как ребенок учится и растет.
Влияние сверстников и наставников
Ребенок может обнаружить в себе талант к спорту или искусству, наблюдая за другими, подражая им.