8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Злиться можно правильно и неправильно: эмоциональный ликбез

Злиться можно правильно и неправильно: эмоциональный ликбез

Эмоции важная часть личности. Злость тоже эмоция, поэтому важна и нормальна. Вот только люди часто путают ситуативную злость и нездоровую агрессию. Чтобы разобраться, когда ребенок злится правильно, а когда неправильно и что с этим делать, мы составили краткий эмоциональный ликбез.

Правильная злость

Здоровая злость это временная эмоция, связанная с конкретной ситуацией. Например, вы запретили ребенку играть в компьютерную игру. Он фыркнул, топнул, скривился, а через полчаса нормально отвечает на вопросы и делится впечатлениями. Все нормально: есть четкая связь между ситуацией и реакцией, эмоция кратковременна, а поведение в ответ на фрустрацию не выходит за рамки адекватного.

Все немного усложняется, когда из семьи ребенок попадает в социум с жесткими этическими нормами. То, что разрешалось дома, не разрешается в садике или на игровой площадке. В этой ситуации злость может стать постоянным спутником ребенка и с этим его нужно учить справляться.

Злиться можно правильно и неправильно: эмоциональный ликбез

Как справляться со злостью

Агрессия и злость стандартная реакция организма на выброс норадреналина. Если вспомнить физиологию, то норадреналин вырабатывается надпочечниками, а выводится через почки с потом и мочой. Значит, чтобы сбросить лишнюю агрессию и унять злость, нужна физическая активность: бегать, прыгать, скакать, кричать, танцевать, бороться. В домашних условиях с этой задачей успешно справляется спортивный комплекс, в детском саду зал со спортивным инвентарем. Еще здорово помогают выпустить пар спортивные тренировки: плавание, единоборства, легкая атлетика, гимнастика, командные виды спорта.

Детей старше 4-6 лет нужно учить не просто сбрасывать злость с помощью физической активности, а вербализовывать ее. В силу эмоциональной безграмотности некоторые взрослые стараются исключить из речи детей слова, обозначающие агрессию. Это неправильно.

Ребенок должен осознавать, что злится, обозначать эмоцию и находить причину: «Я сердит, очень сердит. Ваня сломал мою игрушку и поэтому мне хочется его ударить». Выказав чувства вслух, ребенок, скорей всего, уже не ударит Ваню: накал страстей сошел, первый эмоциональный порыв стих. Что и требовалось.

Нездоровая агрессия

Нездоровую агрессию иногда приписывают СДВГ или гиперактивности. Иногда связь действительно есть, но чаще причина кроется где-то в другой области. Надо искать.

Обнаруживается же болезненная агрессия по следующим признакам:

  1. Реакция неадекватна ситуации. Например, на отказ от покупки мороженого ребенок отвечает физической враждебностью: кусается, бросает предметы, ломает вещи.
  2. Немотивированная злость. Возникает без видимой причины, фактически на пустом месте.
  3. Регулярные случаи жестокого поведения по отношению к животным, другим детям.
  4. Повторяющиеся эпизоды самоповреждения.

Даже поодиночке эти признаки должны насторожить родителей, и одной только вербализацией с физической активностью здесь не помочь. Нужна профессиональная поддержка психолога, тесная совместная работа педагогов и родителей.

Комментарии (0)
Оставить комментарий