8 (800) 775-60-47Звонок по России бесплатный
Как научить ребенка уважать личные границы

Как научить ребенка уважать личные границы

С рождения ребенок узнает о себе, родителях и незнакомцах через физическое взаимодействие. Младенец – целостная личность, а взрослые, входящие в его ближний круг – организующая сила, которая формирует его первые представления о мире. Благодаря опыту взаимодействия ребенок узнает, чего ожидать от других.

Фото из детского сада Санскул на Проспекте Верданского

Приблизительно к 3-4 годам дети проходят, так называемую, точку невозврата – осознают себя отдельной целостной личностью. Со своим мнением и автономией личного пространства, которую нужно ревностно охранять. Речь трехлетки преимущественно состоит из слов: «хочу», «я сам», «мое», «мне кажется», «я думаю».

Понятие «личное пространство» освоено далеко не всеми взрослыми, что уж говорить о детях. Мы попросили психологов Sun School рассказать, как научить ребенка отстаивать личные границы.

Индивидуальное пространство

Ничто не работает лучше, чем личный пример. Если в вашем ближайшем кругу относятся друг к другу с уважением, достаточно приложить небольшое усилие, чтобы младшие члены семьи приняли такое поведение за правило. Ключевые моменты:

  • Выясните у ребенка, какое расстояние ему наиболее комфортно при общении с близкими и незнакомыми людьми. Придерживайтесь этого правила. А иначе как научить ребенка уважать свои границы?
  • Если девочка наотрез отказывается, чтобы ее гладили по голове – считайтесь с этим решением. Что делать со стрижкой и расчесыванием? Постарайтесь не проявлять излишнюю нежность, связанную с прикосновением к волосам.
  • Пусть ребенок назовет 5-6 наиболее значимых для него вещей. Например, брелок с жуком в янтаре, стопка конфетных фантиков, облезлый потерявший ухо, медведь – не важно, главное – объясните малышу, что не возьмете без спроса эти вещи, и другим не разрешите.
  • Умерьте контроль. У ребенка должны быть маленькие секреты, свои дела, пусть они кажутся вам смешными и бессмысленными. Подталкивайте его принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам: «Какие штаны сегодня наденешь? Где будем гулять, на площадке или в парке? Не нравится эта песня – выбери другую».

Определите чужие границы

  • Следует ограничить детский доступ к вещам, входящим в ваше личное пространство: к косметике, маникюрному набору, бижутерии. Четко обозначьте, что эти предметы, равно как вещи других людей, можно брать только спросив разрешения.
  • Соблюдайте чужие границы, к примеру, бабушка не позволяет открывать комод – не открывайте и вы. Даже если бабушки нет в комнате. Извиняйтесь, когда протискиваетесь сквозь толпу. Удостоверьтесь у ребенка подруги, что можно посмотреть его рисунок или взять машинку. Возможно это покажется демонстративным и наигранным, но только ребенок воспринимает все серьезно. Внимательно смотрит, слушает и впитывает.
  • Возьмите за правило: стучаться в закрытую дверь, дожидаться разрешения, просить отойти или подвинуться. Обозначьте для себя самые острые эпизоды в играх с куклами и другими игрушками.

Этих основ достаточно, чтобы научить четырехлетнего ребенка отстаивать личные границы, чувствовать и соблюдать дистанцию, пытаться ставить себя на место другого человека.

Комментарии (0)
Оставить комментарий